Набор художника – составляющие
Чтобы научиться рисовать, не обойтись без красок. Покупать лучше сразу качественные краски, ведь слишком дешевые хуже ложатся, следовательно, процесс обучения будет менее продуктивным. Новичку не стоит тратиться на профессиональный набор: чтобы начать рисовать с нуля, достаточно иметь основные цвета:
- белила титановые;
- желтый (лимонный, средне-желтый, охра желтая);
- красный (кармин, кадмий);
- синий;
- изумрудный и светло-зеленый;
- черный.
Проще всего работать с гуашью, но взрослый или школьник вполне может справиться с акварелью. Идеальный вариант – не обычная детская, а акварель для художников, которая имеет лучшее качество. Бюджетные наборы из 24 цветов стоят 400-500 рублей. В принципе, для художника достаточно и пяти тонов (красный, синий, желтый, белый, черный), а остальные можно создать путем смешивания. Для соединения красок нужно сразу купить палитру. Форма, материал могут быть любыми. В продаже есть круглые, овальные, квадратные палитры, изделия из дерева, пластика. Размер палитры тоже остается на выбор пользователя.
Не менее важно выбрать хорошую кисть. Начинающим достаточно трех кистей, разных по размеру. Также можно дополнительно купить тонкую кисточку для выполнения точечных рисунков, мелких деталей. Популярнее всего беличьи кисточки – они отлично вбирают воду, дольше отдают ее, потому рисуют без пятен, полос. Такая кисть хороша для лессировки или создания четких контуров.
Подойдет художнику-новичку и колонковая кисть – круглая, с острым кончиком. Ею тоже удобно прорабатывать тонкие контуры, изящные детали в технике рисования акварелью. Обязательно в наборе должна быть плоская широкая кисточка для заливки. Ею выполняют фон или полосы по большой площади холста, листа бумаги. Со временем в коллекцию кистей обычно добавляют веерные, линейные, ретушные. Важно осмотреть кисти на предмет надежности соединения ворса и ручки – оно должно быть очень крепким.
Прочие принадлежности в наборе художника:
- Бумага. Для акварельных красок следует покупать специальную бумагу с низким впитыванием, которая не позволит воде промочить лист до его полного высыхания. На простой бумаге для принтера акварель обычно расползается. Лучший вариант – бумага горячего прессования, она дополнительно имеет очень гладкую поверхность.
- Разбавители. Специальные растворители потребуются для разведения масляных красок. Обычно для этого используется льняное масло или терпентин. Органические растворители применять не рекомендуется – они портят структуру масляной краски, убирают красивый блеск. Тем не менее, для очистки кистей от краски нужно купить скипидар, уайт-спирит.
- Холст. Обычно используется для рисования маслом или акриловыми красками. В магазинах есть готовые холсты в подрамниках изо льна, хлопка, синтетики. Натуральные ткани плотные, мало провисают, рисунки выглядят на них более красиво. Самостоятельно сделать холст тоже можно. Для этого надо купить подрамник, обтянуть тканью, после ее прогрунтовать. По мере высыхания грунтовки холст перетянуть немного плотнее.
- Мольберт. Рекомендуется приобретать его, если рисованием планируется заняться всерьез. Мольберт ставится на уровне глаз, что дает отличный обзор картины, помогает правильно работать и быстро искать недочеты. Для малых холстов в продаже есть мини-мольберты.
- Защитный лак. Желательно покрыть картину лаком, это поможет предохранить ее от ультрафиолета, сделает краски насыщенными.
Также для составления набора художника нужно купить баночки для кистей, влажные салфетки, хлопковые тряпочки. Для работы с маслом потребуется мастихин – лопатка для густой краски, удаления засохшего материала и нанесения красивых мазков. Еще стоит купить масленки с зажимами (простые или двойные), которые содержат краску и легко крепятся к палитре.
Подбор материалов
Главные атрибуты художника — краски, кисть и художественное мышление. Но чтобы талантливый рисунок радовал взгляд, нужна качественная бумага.
Как выбрать акварельную бумагу
Бумага для акварели различается способом прессования:
- холодное — с текстурной поверхностью;
- горячее — гладкие и ровные листы.
Плотность акварельной бумаги— 200 грамм на квадратный метр. Она отличается от офисных листов тем, что хуже впитывает влагу, и мазки водной краски не расползаются. На обычной бумаге не получится нарисовать акварелью четкий контур.
Какие кисти подойдут начинающим художникам
Кисти бывают жесткие и мягкие. Жесткий ворс используют в работе с масляными красками — кисти из белой свиной щетины. Для акварели подходит мягкий ворс, который хорошо впитывает и удерживает влагу — белки и колонок. Универсальный материал — синтетический ворс. Кисти стираются во время работы, поэтому при покупке важно обратить внимание на следующие моменты:
- выбирать кисти с цельной металлической обоймой — ободок удерживает ворс и присоединен к ручке. Обоймы со швом быстрее расшатываются, и кисточка рассыпается;
- проверить надежность обоймы — чтобы ободок не шатался;
- ворс должен крепко держаться — волоски не должны выпадать;
- согнуть ворс — проверка на эластичность позволит определить качество и назначение кисти;
- обратить внимание на ручку — глянцевую, лакированную поверхность проще мыть, чем необработанную деревянную.
Для выполнения различных техник и мазков разной толщины используют широкие, каплевидные и тонкие кисти. Также кисти различают по номерам:
Номера | Назначение |
1-2 | Прописывание мелких тонких деталей и линий |
4-10 | Накладывание фона, теней, слоев и оттенков |
14-16 | Написание крупных объектов |
18-20 | Покрытие большого участка фона |
Посмотрите также
Сравнительная таблица красок для стен, какие бывают виды топ-11 составов
Нулевой размер присвоен тонким лайнерам для очерчивания контуров. Универсальные номера, которые подходят для нанесения фона и прописывания мелких объектов, — 6, 8,10 или 14.
Правила выбора краски
Чтобы учиться рисовать, подойдут обычные или профессиональные краски. Благодаря натуральным пигментам рисунок выглядит объемно. Оттенки хорошо смешиваются. Профессиональные или студийные наборы включают 6, 12, 24, 32 цвета. От количества оттенков и качества краски зависит цена. Большие наборы стоят дороже. Чтобы научиться рисовать и смешивать оттенки, подойдет набор из шести базовых цветов.
В наборе обязательно должны быть белила и черный цвет, так как с их помощью получаются при смешивании полутона. Насыщенные и темные цвета получаются из красок в тюбиках. Они удобнее тем, что уже готовы к работе. Твердые краски в кюветах должны немного размокнуть.
Техники рисования акварелью
Изучать различные способы рисования нужно поэтапно, переходя от самых легких к сложным. Вначале большинство художников применяет срисовку, затем начинает проявлять фантазию и создавать собственные шедевры. Начинать обучение работе с акварелью рекомендуется с описанных ниже техник.
Рисование плоской кистью
Если рисунок придуман, следует пошагово выполнить такие действия:
- Изобразить квадрат, прямоугольник для обозначения начала, конца слоя. Темным оттенком провести тонкую линию с верхнего левого угла до верхнего правого угла.
- Смочить кисточку акварелью. Второй штрих выполнить от нижнего края первой линии, перекрывая скопившуюся понизу краску. Работать надо быстро, чтобы не образовалось потеков акварели либо аккуратно стирать их тряпочкой.
- Еще раз повторить такое действие со следующей линией. Лучше использовать для мазков плоский край кисти, который сделает низ штриха более ровным. Прерывистые штрихи нужно немедленно прорисовать заново.
- Полностью заполнить намеченный контур, повторяя шаги аналогичным образом. Важно при этом соблюдать ровность тона краски, не менять марку акварели. На слишком плотной бумаге мазки могут быть неравномерными. Тогда рекомендуется чуть сбрызнуть лист водой, промокнуть, дать ему высохнуть, только потом приступать к рисованию.
По окончании работы надо промыть кисть, выжать насухо, убрать ею все сгустки краски внизу последнего мазка, не допуская обесцвечивания рисунка. Чтобы придать картинке текстурированность, можно оставить ее сохнуть под наклоном.
Градиент
Вначале нужно также проработать квадрат, прямоугольник (в дальнейшем это будет требующийся художнику рисунок). Затем следует предпринять такие шаги:
- окунуть кисть в темный оттенок требующегося цвета, провести вертикальный или горизонтальный штрих;
- протереть кисть тряпочкой, бумажной салфеткой, окунуть в более светлый оттенок того же цвета, провести штрих с перекрытием части предыдущего;
- промыть, вытереть кисть, сделать еще один штрих (светлее, темнее или вовсе иной цвет);
- повторять, пока фигура не заполнится;
- промыть кисть, подсушить, подобрать остатки краски.
При помощи градиента можно создавать очень интересные переходы, которые ложатся в основу будущей картины.
Акварельная глазурь
Техника глазури требует фантазии художника, с ее помощью хорошо выходят пейзаж, изображение осени и лета, ландшафта. Описание техники на примере ландшафта:
- выполнить небо вверху, реку внизу при помощи голубой акварели;
- развести краску водой, нарисовать водопад;
- выполнить на небе облака розового цвета;
- низ рисунка и гору оформить желтым цветом;
- дать всем слоям хорошо просохнуть;
- при помощи темно-синего цвета оттенить горизонт горы и ее верхушку, также им же можно красиво оформить водопад;
- оранжевым сделать берега реки, немного оттенить небо;
- по мере высыхания рисунка прорисовать пузырьки на водопаде фиолетовым цветом;
- можно нарисовать по берегам реки деревья – стволы коричневым, листья зеленым;
- оттенить синим небо, воду;
- голубым, зеленым прорисовать траву;
- можно изобразить деревья и под ними плоды.
Смысл глазурирования в том, что все слои краски взаимодействуют друг с другом, накладываются один на другой и при перекрытии дают еще более интересные эффекты.
«Мокрая» техника
Перед выполнением рисунка нужно смочить лист бумаги водой. Конечно, бумага нужна плотная, не раскисающая. Смачивание производят при помощи губки, предварительно отжав ее. Влага должна равномерно распределиться по листу и не блестеть, в противном случае воды на ней слишком много.
Далее на бумаге можно выполнять любой рисунок, например, осенний букет:
- вначале нарисовать фон, выбрав любой светлый оттенок;
- выполнить рисунок вазы;
- нарисовать листья в вазе, используя желтый, красный, оранжевый цвет;
- каждый новый оттенок наносить после частичного подсыхания предыдущего, расплывчатость линий создает очень интересные эффекты;
- по окончании работы можно расставить акценты при помощи коричневого, темно-коричневого, бордового, выполнить тени;
- мокрой чистой кистью выполнить некоторое размытие границ, но не переусердствовать, чтобы исключить неаккуратный вид рисунка.
Не стоит сочетать на одном рисунке холодные и теплые тона, это даст визуальный диссонанс.
Рисунок сухой кистью
В такой технике рисовать несложно. Краску нужно брать на сухую кисточку, затем выполнять мазок на бумаге. Предварительно рекомендуется выполнять набросок карандашом. Вначале наброски будут довольно грубыми – например, очертания неба, стволы и ветки деревьев, река. После высыхания первого слоя добавляют детали, создают тени, прорисовывают текстуру. Затем делают фон вокруг, расставляют нужные акценты.
При рисовании нужно менять давление на кисть, что позволит добавить или убрать фактуру. Важно, чтобы кисть после промывания и промакивания не оставалась слишком влажной. В противном случае краска не будет давать эффекта фактурности, станет смотреться плоско.
Без лишней влаги
Техника хорошо подходит для рисования облаков, потоков света. Перед началом работы нужно приготовить несколько губок или спонжей для лица. Вначале выполняются мазки сухой или влажной кистью, затем они растираются губками. Важно не тереть лист сильно, чтобы не повредить бумагу. Высветления можно сделать бумажными полотенцами. После при необходимости проводятся контуры рисунков и акценты тонкой сухой кистью.
Обесцвечивание высохшей краски
В данном случае выполняется осветление уже высохшего рисунка. Нужные участки требуется смочить тряпочкой, осторожно протереть сухой кистью. Лучше всего применять кисти с жесткой щетиной, которые могут немного соскрести краску. Действия должны быть аккуратными, иначе есть риск повредить бумагу. Вместо использования тряпочки допустимо сбрызнуть бумагу из пульверизатора, а потом смочить влагу бумажным полотенцем. Еще один вариант – осторожно потереть рисунок наждачной бумагой, тогда смачивать его предварительно не надо.
Простые рисунки поэтапно
Вначале изображение намечают тонкими карандашными линиями: рисуют контуры и детали, обозначают тень легкими штрихами. Затем на палитре смешивают краску и воду, и подбирают интенсивность цвета.
Ягоды
Как рисовать круглые объекты:
- набрать на кисть краску из кюветы и насыщенным цветом выделить контуры и темные участки;
- разбавить на палитре зеленый цвет;
- чистой кистью взять немного желтой краски из кюветы, а затем разбавленной зеленой;
- начать вести линию черенка от ягоды, при этом насыщенный цвет постепенно станет светло-зеленым;
- прокрасить светлые участки ягод разбавленным цветом;
- области у черенков выделить более темным оттенком из той же цветовой гаммы, что и основной цвет ягод;
- изобразить тень фиолетовым, синим, черным или коричневым разбавленным цветом, постепенно делать ее бледнее;
- сделать плавные переходы света и тени на ягодах, добавляя темную краску и разбавляя мазки водой.
Таким способом рисуют вишни, чернику. Для изображения малины потребуется тонкая кисть, чтобы выделить контуры костянок. Лайнером также наносят тень на черенки.
Цветы
Бутоны и стебли рисуют так же, как ягоды с черенками. Главное – подробно наметить расположение бликов и теневых переходов карандашом, а потом прорисовывать, меняя интенсивность цвета.
Посмотрите также
Состав и сферы применения краски с жидким пластиком, топ-11 марок
Как интересно и легко изобразить одуванчики с пушинками:
- легкими штрихами наметить круглые головки цветов с кружком-венчиком в центре и стебли;
- слегка пройтись по рисунку резинкой, чтобы остались только едва уловимые взглядом наметки;
- разбавить голубой и синий цвета, сделать разные по интенсивности оттенки;
- набрать на кисть поочередно и разбрызгать краски по контурам и центру одуванчиков;
- вытереть бумажной салфеткой серединки одуванчиков;
- добавить в голубой цвет черный, чтобы получился чернильный оттенок;
- тонкой кистью нарисовать венчики в центре кругов-верхушек;
- чернильным оттенком провести тонкие линии стеблей, прорисовать штрихами ножки пушинок и точками выделить контуры верхушек.
Разбрызгивать краску можно движением руки, отгибать ворс кисти назад или комбинировать оба способа. Тогда капли получатся разного размера, и одуванчики приобретут объем.
Элементы пейзажа
Вначале нужно схематично набросать расположение объектов: линию горизонта, треугольники гор, овал озера и штрихи деревьев.
Этапы создания картины:
- нанести фоновые цвета — неба, гор, земли, воды, зелени;
- прорисовать детали и тени — листву, цветы, рябь на водной глади, текстуру гор, облака;
- добавить лайнером мелкие элементы — блики, птиц в небе.
При вырисовывании элементов придерживаются следующих правил:
- небо делают темнее у края листа;
- дальние верхушки гор изображают темным цветом, а ближние — светлым;
- растительность вдалеке прорисовывают кончиком кисти, штрихами темного оттенка.
Части рисунка прорисовывают по очереди: сначала наносят основной цвет, а потом — тени и оттенки.
Гуашь для начинающих
Обычно учиться рисовать гуашью рекомендуется еще в детском возрасте – с 4-6 лет. Она очень легко наносится, не плывет, в работе намного проще, чем акварель. Рисунки гуашью могут быть самыми разнообразными – природа, животные, цветы и деревья, фрукты и т. д. Взрослые рисуют гуашью настоящие пейзажи.
Выполнять рисунки можно не только на бумаге, но и на холсте, фанере, дереве, ткани, даже на камнях, гальке. Для этой цели лучше приобретать не детскую, а художественную гуашь, которая имеет высокое качество. Вначале выполняется набросок карандашом, после он закрашивается. Начинают с темных цветов, постепенно переходя к светлым. Смешивать краски надо с учетом цветового круга, иначе в результате получится серый тон.
Идеи для рисования
Что можно нарисовать на свободную тему:
- домашнего питомца;
- портреты членов семьи с натуры или по фото;
- городской пейзаж;
- подводный мир и его обитателей;
- сказочных животных, например, фантастических тварей Дж. К. Роулинг;
- любимых книжных или киногероев;
- комнатный цветок;
- кулинарное блюдо.
Неисчерпаемый кладезь идей для рисунков — сны.
Особенности масляных красок
Художники с опытом очень ценят масляные краски, которые в специализированных магазинах представлены в широком ассортименте. В составе красок присутствуют минеральные вещества, органические и синтетические компоненты. Разбавляются они не водой, а льняным маслом, что придает яркость, насыщенность тона. Сохнут краски долго, зато рисунок можно в течение определенного времени корректировать. Для разведения подсохшей, загустевшей краски тоже применяется специальное масло, которое реализуется в художественных отделах.
Виды масляных красок
Существует три типа масляных красок:
- Высокохудожественные. Обычно их используют для профессионального написания картин. Цена материала высокая из-за отличного качества составляющих. В течение десятилетий краски не теряют цвета, не выгорают.
- Эскизные. Подходят для новичков, стоят недорого, могут применяться в разных техниках.
- Студийные. Имеют промежуточную цену между двумя перечисленными вариантами, годятся для художников и начинающих.
Также масляные краски бывают прозрачными, непрозрачными. Вторые более плотные, не пропускают свет. Если упаковка о, такой материал очень стойкий, долго служит. Чем больше звездочек, тем выше качество краски.
Правила и техники рисования
Картина, написанная маслом, выглядит очень красиво. Мазки смотрятся каждый сам по себе, хотя добиться такого эффекта довольно сложно. Основных техник две: в одно покрытие (алла-прима) и в несколько слоев. Для многослойного наложения красок придется постараться – работать быстро, материал не разбавлять, знать его свойства и то, как будет смотреться один тон поверх второго. Расход масла на многослойное нанесение обычно большой.
У однослойного рисунка есть свои минусы. Так, со временем мазки могут потрескаться из-за сжимания краски, поэтому большинство профессионалов подсушивает первый слой и наносит как минимум еще один. Так затраты материала можно снизить.
Рекомендации при работе с маслом:
- освещение должно быть хорошим, иначе есть риск сделать на рисунке ненужные тени;
- вначале надо провести контур, потом по линиям осуществить мазки маслом;
- цвета можно смешивать, зная основные принципы сочетания тонов;
- обычно пишут картины, начав с ярких элементов, выделяя самые темные и наиболее светлые точки;
- после завершения наброска вырисовывают контуры и детали, делают нужные акценты;
- готовой картине надо дать просохнуть трое суток, но еще на второй день можно делать некоторые правки;
- полотно после сушки нельзя тереть, трогать руками.
Как правильно рисовать акрилом: советы начинающим
Акриловые краски сочетают свойства масла и акварели, они не выгорают, им не страшна вода. Накладывать слои можно прямо на предыдущие, не дожидаясь их высыхания. Для начала лучше купить набор из 6 цветов, после расширить до 18. Рисовать акрилом стоит на бумаге, холсте, ткани, стекле, пластике, камнях. Разводят краску водой, растворителями. Применяются такие техники:
- сухая – по бумаге, холсту;
- влажная – на смоченном холсте;
- лессировка – нанесение густого слоя и последующая его растушевка;
- импасто – рисование с четко различимыми мазками.
Для придания рисунку завершенного вида можно наносить отдельные штрихи фломастерами, маркерами, карандашами, пастелью. Вначале выполняют простые картинки, потом переходят к натюрмортам, видам из окна, портретам. Для обучения полезно будет применять технику абстракции – делать пятна и добавлять детали, придавая им образ.
Советы по работе с акрилом таковы:
- рядом надо иметь спрей с водой, чтобы смачивать быстросохнущие краски;
- при добавлении воды можно сделать из акриловой краски более прозрачный материал;
- вводить слишком много воды нельзя, после сушки краска может осыпаться;
- перед смачиванием кисти в краске нужно подсушивать ее;
- замедлить высыхание материала поможет добавление не воды, а растворителя;
- для сохранности рисунка его покрывают лаком.
Рисунки на ткани
Тканевые рисунки делать довольно сложно, потренироваться лучше на иной основе. При наличии опыта вполне можно рисовать по шелку, синтетике, натуральным тканям. Вначале ткань нужно постирать, погладить, натянуть на раму или расположить на ровном основании. Под ткань подложить клеенку, сделать рисунок специальным фломастером для материи. После выполнить художественную роспись. Проще всего работать по готовым трафаретам, но можно сделать рисунок и самостоятельно. Спустя сутки сушки нужно прогладить изделие утюгом, через 2 суток его можно постирать.
Картины на холсте
Для акрила холст является идеальной основой. Краски нужно заранее подготовить, развести водой. Если планируется смешивание, лучше применять специальный растворитель, иначе материал быстро засохнет. Палитру надо периодически сбрызгивать водой. Начинают рисовать самые крупные детали, по мере проведения более мелких линий меняют кисти на тоненькие. Норма разведения красок водой для создания более прозрачных тонов составляет менее 20%.
Рисунки на бумаге
Впервые стоит попробовать рисование именно на бумаге. Поскольку структура красок плотная (это, по сути, жидкий пластик), обычная тонкая бумага не подойдет. Лучше взять картон или особую толстую бумагу. Также рисунки можно выполнять на бумажных обоях, которые уже наклеены на стены. Это популярный дизайнерский прием, позволяющий украсить однотонный материал и придать комнате оригинальный вид.
Роспись по стеклу
Картинки на стекле выглядят очень красиво, напоминают готовый витраж. Контуры будущего рисунка делают тонким маркером по эскизу, который подложен под стекло. После послойно наносят краски, формируя нужные сочетания цветов, акценты, более светлые и темные зоны. В окончание работы на картину наносят акриловый лак.
Краски дают бесконечный простор для фантазии. Научиться рисовать несложно. Даже не имея таланта, можно выполнять красивые рисунки при достаточной старательности и упорстве.