Масляные краски по праву считаются самыми популярными в мировой живописи. Сколько всемирно известных шедевров написано ними, и сколько художников творят сейчас с помощью этих самых красок. Наверное, такому широкому использованию они обязаны своей долговечностью и предоставлением возможности править картину на разных этапах работы над ней.
Тем не менее, разобраться во всем их разнообразии новичку может быть довольно трудно. Сам процесс, да и выбор, зачастую, кажутся гораздо сложнее, нежели это есть на самом деле. Предлагаю, в первую очередь, разобраться, что же из себя представляют масляные краски.
Масляные краски состоят из двух основных компонентов: сухой пигмент и масло. Наиболее часто используемыми с этой целью маслами считаются льняное, маковое и масло грецкого ореха. В качестве пигмента изначально выступали лишь натуральные материалы, например такие минералы как лазурит или малахит. Со временем развитие науки и промышленности позволило нам использовать различные синтетические заменители.
Вся суть масляных красок заключается в том, что при высыхании они образуют слой похожий на пленку, который со временем становится более твердым. После окончательного высыхания пленка становится практически не растворимой, а сама картина — долговечной. Однако, для полного высыхания работе может понадобиться 2-3 года, в течении которых её лучше не помещать под стекло или защитную упаковку.
Как выбрать масляные краски?
Подходить к вопросу выбора масляных красок необходимо исходя из своего опыта в живописи. Если вы только в начале пути, не имеет особого смысла покупка большого и дорогого набора. Для начала, лучше подобрать базовый набор средней, или даже ниже средней цены. Всё дело в том, что сперва нужно прочувствовать краску, понять, как стоит её наносить, какие мазки и эффекты она создает, разобраться во всех её нюансах.
Обычно все производители масляных красок выпускают 3 параллельные линейки. Самая бюджетная для новичков и студентов. Оставшиеся две уже для профессиональных художников из которых одна премиум класса. Конечно же, начинать лучше с линейки попроще, но от производителя, который на слуху и имеет хорошую репутацию.
Можно ли смешивать масляные краски?
Этот вопрос тревожит многих начинающих художников. Что ж, масляные краски можно и нужно смешивать. Ведь насколько не была бы богата палитра красок, в определенный момент вам понадобится оттенок, получить который возможно только путем смешения. Конечно с первого раза может не получится достигнуть желаемого эффекта, но именно метод проб и ошибок является самым действенным в этом деле. Главное — запоминать пропорции.
В работе с масляными красками мы можем выделить три метода «смешивания» красок для получения новых цветов и оттенков:
- Смешивание.
- Наложение.
- Примыкание.
Новичкам лучше, в первую очередь, попробовать метод смешивания. Здесь нам необходимо просто взять 2 или более краски и перемешать их между собой до получения однородного цвета. Выполнять это, конечно же, необходимо на палитре.
Второй способ уже можно отнести к разряду лессировочных техник, которые требуют больше опыта и знаний для своего выполнения. Суть заключается в наложении более прозрачного слоя краски поверх высохшего мазка другого цвета. Таким образом, полученный эффект отличается от смешения красок на палитре.
Ну и последний способ — примыкание, используется, в основном, уже только опытными мастерами. Он заключается в близком размещении друг к другу мазков разных цветов, что создает иллюзию наличия нового цвета, при рассмотрении картины на более дальнем расстоянии.
Таблица смешивания цветов краски
Процесс смешивания красок — это, в первую очередь, эксперимент. Как бы там ни было, каждому художнику потребуется время, чтобы понять и прочувствовать, что, как и в каких пропорциях необходимо смешивать для получения необходимого цвета. Но работая с масляными красками, можно обратиться за помощью к специальным таблицам смешивания цветов. Они не гарантируют сто процентного соответствия оттенков, но точно сделают процесс их поиска проще.
Ниже мы представили самые востребованные комбинации смешивания цветов:
- Розовый = Белый + немного Красного
- Каштановый = Красный + Черный/Коричневый
- Оранжевый = Красный + Желтый
- Зеленый = Желтый + Синий
- Бирюзовый = Зеленый + Синий
- Оливковый = Зеленый + Желтый
- Серый = Белый + немного Черного
- Горчичный = Желтый + Красный + Черный + немного Зеленого
- Бежевый = Коричневый + Белый + Желтый
- Лимонно-желтый = Желтый + Белый + немного Зеленого
- Изумрудно-зеленый = Желтый + Зеленый + Белый
- Королевский пурпурный = Красный + Синий + Желтый
- Сливовый = Красный + Белый + Синий + Черный
- Малиновый = Синий + Белый + Красный + Коричневый
- Цвет яичной скорлупы = Белый + Желтый + немного Коричневого
Конечно, это не полный список всех вариантов смешивания масляных красок, но он может послужить вам базой на пути познания всех тонкостей цветового смешения.
Видео: Как получить нужный цвет? Цветовой круг
Наглядно рассмотреть вопрос смешивания масляных красок вы можете в видео, где легко и доступно объясняется принцип механического смешивания основных цветов на примере масляных красок.
Резюме
Мир цветов и красок имеет определенные основные элементы, комбинации которых уже приводят к дальнейшему разнообразию палитры. Знание принципов цветового смешивания помогает художнику не только обогатить свою палетку цветов, но и прибегнуть к различным художественным приемам. Таким образом, картины становятся особенными, а у мастера появляется определенный уникальный стиль.
Но насколько бы хорошо вы не были знакомы с теорией, это не имеет значения без практики. Только прочувствовав краски и их особенности за работой, вы научитесь без труда комбинировать и смешивать цвета для получения желаемого результата. А наша статья позволит вам всегда вернуться к теории, если во время рабочего процесса у вас возникнут вопросы.
Зачем и как разбавлять масляные краски?
Работая с акварелью или гуашью мы разбавляем краски с помощью воды. Что же касается масляных красок, здесь мы не используем воду совсем. Ведь название свое краски получили благодаря тому, что масло является одним из основных компонентов в них. Вода и масло имеют разную плотность, в связи с этим они не перемешиваются, а лишь ложатся слоями. Если вы будете использовать воду для разбавления масляных красок, вы их только испортите.
По своей структуре масляные краски пастообразные и могут использоваться и без растворителя, в зависимости от цели, которую преследует художник. Но все же, для нанесения слоев разной толщины и насыщенности нам необходимо разбавить краску до соответствующей консистенции. Тут и встает вопрос, чем же её разбавлять.
Оказавшись в магазине материалов и инструментов для живописи вы увидите множество разнообразных флакончиков с надписями «растворитель» и «разбавитель», а также: тройник, двойник, уайт-спирит, скипидар. Зачем все это разнообразие и что из этого нам действительно нужно для качественного разбавления красок?
Чтобы разбавить масляную краску и при этом не испортить её свойств, лучше всего использовать тройник. Своим названием он обязан сочетанию трех компонентов, которые входят в его состав: пинен, лак, масло для живописи. Опытные художники могут создавать «тройники» в необходимых им пропорциях самостоятельно. Новичкам же рекомендуют пользоваться разбавителем в составе которого по равному количеству всех частей.
Также, некоторые художники пользуются двойниками. По названию мы понимаем, что в состав входит лишь два компонента: пинен, лак. Тогда картина будет сохнуть быстрее и приобретет глянцевый блеск, но толстые красочные наслоения могут стать излишне жесткими и привести к провисанию холста.
Иногда, в качестве разбавителя используют лишь масло. Этот вариант тоже возможен, но срок просыхания картины таким образом увеличивается . Также, это может привести к чернению красочного слоя в процессе высыхания. Исходя из всего вышесказанного, для начала, наиболее оптимальным вариантом будет использование готового тройника. Приобретая опыт в масляной живописи, каждый художник сам со временем понимает, какой вариант является для него наиболее удобным.
Сколько сохнут масляные краски?
Одной из отличительных особенностей масляной живописи является её длительный процесс высыхания. На самом деле, полностью картина маслом обычно просыхает лишь по истечению 2-3 лет. В течении которых, она даже может поубавить в весе, что хорошо заметно на больших полотнах.
На процесс высыхания масляной живописи влияют следующие факторы:
- толщина слоя краски;
- использование разбавителя;
- микроклимат в помещении;
- количество света в помещении;
- состав красок.
Очевидно, что более тонкий слой краски высохнет быстрее, нежели толстый. Также, в зависимости от разбавителя, вы можете продлить или сократить процесс высыхания, о чем было сказано при разборе разновидностей разбавителей. Температура и влажность также очень важны для масляных красок. В теплом и сухом помещении они высохнут быстрее. А вот излишняя влажность не только продлит сам процесс, но и может привести к дальнейшему растрескиванию краски через несколько лет. Свет тоже играет очень важную роль, особенно солнечный. Молодые художники часто из-за отсутствия опыта, хранят картины в темных помещениях. Без наличия света процесс высыхания масла может даже приостановится, не то что замедлиться. Ну и конечно же, состав краски тоже имеет значение. Некоторые производители делают краски на полимеризованных, а не на очищенных маслах, что сокращает срок высыхания картины.
Одним из часто задаваемых вопросов является вопрос о просушке картин феном. Да, действительно, если вы спешите завершить работу к определенному сроку, вы можете воспользоваться помощью электрического прибора. Но действовать необходимо осторожно:
- Во-первых, лучше всего использовать холодный воздух, можно и теплый, но тогда стоит увеличить расстояние до картины. Главное, ни в коем случае не пользоваться режимом горячего воздуха.
- Во-вторых, необходимо придерживаться дистанции не менее 10 см и отдалятся по мере увеличения температуры воздуха.
- Ну и последнее, медленно двигайтесь феном при просушке, чтоб внутренний слой в краске действительно успел высохнуть, а не лишь покрыться более затвердевшей корочкой верхнего слоя.
Как восстановить засохшую масляную краску?
Возможно ли что-то сделать с масляными красками, если они засохли? С этим вопросом, пожалуй, сталкивался каждый художник, пишущий маслом.
?
К счастью, — да, возможно! Но только в том случае, когда они только начали твердеть и покрываться слоем похожим на пленку. Если же краски засохли уже давно, к сожалению, с ними придется попрощаться.
?
Вернуть краски к жизни вам поможет разбавитель, в качестве которого выступают: масло (льняное, подсолнечное, конопляное), пинен или «Разбавитель №4», многокомпонентные смеси (двойники, тройники). Основным нюансом является то, что определить пропорции довольно сложно. Здесь нужен опыт работы с масляными красками. В связи с этим, с первого раза вернуть краски к жизни может не получится. Как бы там не было, я глубоко уверена, что лучше попробовать и, как минимум, приобрести полезный опыт.
Как отмыть масляные краски?
Каждый художник, увлеченный процессом создания картины, пачкал руки одежду, иногда даже волосы, красками. Чем же можно отмыть масляную краску без причинения себе вреда?
Растворители (терпентин, уайт-спирит и т. д.) можно использовать только на одежде. Ни в коем случае не нужно оттирать ими руки или другие части тела. По своей природе они очень токсичны и могут нанести вред вашему организму. Используйте мыло и воду, также, можно использовать масло, в том числе и детское.
Если же речь идет о кистях или палитре, используйте растворитель. Кисти после погружения в растворитель еще следует промыть мылом и водой, а после — хорошо вытереть тряпкой, двигаясь от основания к кончикам кисти, и оставить сушить.
Если же у вас есть еще вопросы, относительно работы с масляными красками, оставляйте свои комментарии и мы ответим на них в следующей статье.
Виталий (Wednesday, 23 November 2021 00:58)
Татьяна и Александр, спасибо вам за информацию о цвете и красках и за то, что делитесь ею с начинающими и не очень художниками. Вопросы смешения красок всегда довольно сложны, особенно для неопытных художников. Да и опытные часто действуют по наитию, переводя уйму дорогой краски и в итоге получая грязь. Причина всего — непонимание сути этого процесса. Почему желтую краску, к примеру, мы видим желтой? Ответ известен из школьного учебника физики — она поглощает все лучи падающего на нее света (допустим дневного) и отражает только желтую часть его спектра. ОК! А синяя отражает синюю, поглощая все остальные! Пока все понятно. А теперь мы смешаем эти две краски — желтую и синюю. Синяя в смеси поглощает все лучи (в том числе и желтый, отражаемый желтой). Желтая поглотит все, в том числе и синий (отраженный синей краской), а отраженный ею же желтый поглотится синим. Краски взаимно поглотят друг друга! И какого цвета должна быть эта смесь? Она должна быть ЧЕРНОЙ! Весь падающий на нее свет будет ею ПОГЛОЩЕН! Но как же так? Всем известно, что синий и желтый дают зеленый. В чем же дело? Весь фокус в том, что из всех доступных художнику пигментов ни один нельзя назвать чистым. Таких цветов как чисто красный, чисто желтый или чисто синий просто НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Краски могут восприниматься однотонными и часто описываются как таковые, но это не совсем точно. Любой цвет это сочетание оттенков. Любой красный цвет это либо красно-оранжевый (к примеру. кадмий красный), либо красно-фиолетовый (краплак, кармин). Любой оттенок синего это либо сине-голубой (голубая ФЦ, Берлинская лазурь) либо сине-фиолетовый (ультрамарин). А любой желтый — либо желто-зеленый (кадмий лимонный) либо желто-оранжевый (кадмий светлый). Любой художник, желающий стать profi (а кто этого не желает?) просто обязан различать такие нюансы цвета и для него не должно быть просто желтого или просто синего, как музыкант отличает, скажем ДО от ДО ДИЕЗ. Желтый мы воспринимаем желтым в силу того, что большая часть отраженного света является желтой, другие цвета, ОТРАЖАЕМЫЕ ЖЕЛТЫМ, просто теряются в отраженном желтом цвете. И смешивая желто-зеленый кадмий лимонный (который наряду с желтым отражает и существенную часть ЗЕЛЕНОГО!) с сине-зеленой голубой ФЦ (в отраженном спектре которой присутствует кроме синей и ЗЕЛЕНАЯ часть) мы получаем насыщенную ярко-зеленую краску, которая как-бы «высвобождается» из этой смеси после того, как синяя и желтая взаимно «погасят» друг друга! Смешав же желто-оранжевую (кадмий желтый) с сине-фиолетовой (ультрамарин) мы получаем нейтральную зеленую оливкового цвета (иногда нужна и такая!) в силу того, что кадмий желтый как и ультрамарин отражают совсем МАЛУЮ ЧАСТЬ ЗЕЛЕНОГО, в отличие от предыдущего примера. Аналогично и при получении фиолетовой и оранжевой. Красно-ФИОЛЕТОВЫЙ краплак и сине-ФИОЛЕТОВЫЙ ультрамарин дадут чистую и насыщенную фиолетовую, тогда как красно-оранжевый кадмий светлый и сине-зеленый церулеум дадут блекло-фиолетовые оттенки, поскольку исходные краски почти не отражают фиолетовый (в действительности отражают, но в очень малом количестве). И, соответственно, наиболее яркая оранжевая получится при смешении красно-ОРАНЖЕВОГО кадмия светлого и желто-ОРАНЖЕВОГО кадмия желтого. Все это справедливо как для корпусных смесей красок, так и для письма лессировкой. Таким образом, в идеале, желательно иметь не три основные краски, а шесть (по две в каждом цвете). Именно поэтому в полиграфии (в системе CMYK) очень трудно получить чистый и яркий оранжевый, поскольку для его получения используется лимонно-желтая (являющаяся желто-зеленой) и маджента (красно-фиолетовая) — краски почти не отражающие оранжевый! Все это не так уж сложно для понимания, как кажется на первый взгляд. Нужно просто держать в уме цветовой круг, а знание этих вещей избавит вас от излишней траты дорогой краски в поисках нужного цвета. Прошу прощения за столь длинный коммент, но как уж пошло писаться так и пошло:) Относительно красок Рембранта и его современников, то безусловно, у них были синие(дорогущий ультрамарин из ляпис-лазури, азурит — тоже минеральная краска, смальта). С 1430 по 1600 год живописцы использовали всего одиннадцать пигментов. В 17 веке уже тринадцать. Из желтых самыми распространенными в те времена были охры и свицово-оловянистая желтая (массикот в рукописи де-Вильда). Из зеленых у фламандцев были малахит и ярь-медянка. С 1630 года встречается зеленая земля, Основные красные у фламандцев и голландцев — киноварь и органическая красная . Эти сведения есть в известной рукописи де Майерна. Широко использовалась нестойкая краска «желтый лак» (stil de grain), ее выцветанием в составных зеленых объясняется синяя листва деревьев на картинах Вермеера, Питера де Хоха и др. Спасибо всем, кто дочитал это коммент до конца. Надеюсь кому-нибудь это поможет в работе. Спасибо авторам сайта за возможность желающим высказываться не разные темы! Всем удачи и творческих успехов!