Требования к дорожным краскам
Нанесение разметки проводится в тёплое время года. Оно должно соответствовать ГОСТ Р51256. Дорожные краски для разметки асфальта должны не только отражать свет, но и обладать другими техническими характеристиками.
- Краска должна быть быстросохнущая. Часто уже через 5 мин. после нанесения при t=+20°С она застывает.
- Расход краски должен быть небольшим.
- Влагостойкость.
- Устойчивость к перепаду t°C.
- Высокая стойкость к износу, механическим повреждениям.
- Состав должен удобно наноситься, чаще с помощью краскопульта и уложенного на асфальте трафарета. Благодаря такой технологии нанесение проходит быстро, с минимальным расходом светоотражающей краски (СОК).
- Краска не должна нарушать качество сцепки автомобильных шин с проезжей частью.
Красящий состав должен быть яркого цвета, чтобы ночью, в плохих погодных условиях разметка была видна невооружённым глазом.
Светящиеся дорожные линии
Разметка, которая имеет свойства свечения, встречается не везде, но она является обязательной для магистральных дорог и дорог с плотным движением.
Такая разметка отражает автомобильный свет фар и нужна для предотвращения дорожно – транспортных происшествий. Кроме того, человек за рулём ориентируется в темноте, а красящее светоотражающее средство поможет увидеть знаки, нарисованные на асфальте.
Особенности выбора эмали для разметки
Состав лакокрасочного материала для нанесения разметки будет определять условия его использования.
- Климатические особенности региона.
- Интенсивность движения. На магистралях для маркировки нужны износостойкие материалы. Подойдут двухкомпонентные составы.
- физико-химические особенности асфальтного покрытия.
Акриловые
Акриловая краска выпускается в концентрированном состоянии, поэтому её нужно разбавить водой до нужной густоты. Она проста в применении, может продаваться в готовом виде, в форме аэрозоля.
Краски на основе акрила наносятся любым способом, зачастую используется метод аэрозольного напыления. Такие составы можно наносить не только на асфальт, но и на нефтебитумное и бетонное дорожное покрытие.
Работать с водно-дисперсионными составами нужно в тёплую и сухую погоду, поскольку в случае намокания сразу после нанесения краситель может быть смыт с дорожного полотна.
Полиакриловая смесь застывает через полчаса после покраски.
Алкидные
Алкидные красители имеют каучуково-резиновую основу. Они появились относительно недавно. Имеют высокие адгезионные свойства и повышенную износоустойчивость. Хорошо проявляют себя на скоростных автобанах. Расход на 1м2 может отличаться для разных видов покрытий. Аэрозольным методом эта краска наноситься не может.
Другие эмали, в которые подмешивается светоотражающий порошок, можно использовать на малооживленных трассах и там, где уже была нарисована дорожная маркировка.
Применение на оживлённых трассах не рекомендуется, поскольку распределение светящихся частиц в них неравномерное.
Двухкомпонентные
Это инновационные эмали. Их производство осуществляется по современным технологиям. В состав не входит растворитель, а концентрация отражающего пигмента значительно выше, чем у прочих составов.
Такие краски имеют высокую прочность, адгезионные характеристики. Нанесённая разметка не повреждается даже снегоуборочной техникой. Двухкомпонентные эмали могут использовать на любых типах покрытия.
Для их нанесения можно использовать как классические аэрозоли, так и сложную рисовальную спецтехнику. Расход смеси не превышает 0,5 кг на м2. Можно наносить аэродромную разметку.
Материалы для разметки пола
Тип материалов и их характеристики рассчитываются в проекте.
Тем не менее, все они должны соответствовать требованиям стандарта:
- для напольных знаков безопасности и прочих конструкций нормируется прочность, плотность, надежность креплений;
- разметка на основе световозвращающих материалов не может клеиться внахлест;
- показатели липкости лент для внутреннего размещения – 200 с, для наружного – 1000 с;
- материалы должны быть стойкими к действию воды, щелочей, растворов, кислот, масел и т.д.
Требования к лакокрасочным материалам:
- разметку наносят эластичными красками с высокой адгезией к поверхности;
- фотолюминесцентные составы защищают полимерным слоем;
- материал должен характеризоваться высокой светостойкостью;
- стойкость к воздействию климатических факторов (солнце, снег, пыль, туман, дождь).
Готовая разметка должна быть однородной и гладкой, без посторонних песчинок и загрязнений. Потеки, пузыри, трещины недопустимы.
Дорожная краска
Дорожная краска – это быстросохнущий состав, позволяющий нанести маркировку в кратчайшие сроки. Полное высыхание покрытия происходит спустя 15-20 минут. Материалы подобного типа просты в монтаже и легко демаркируются. Для работы используют кисти, краскораспылители, специальное оборудование для нанесения дорожной разметки.
Такие краски наносятся в один слой, толщиной 100-150 мкм, при необходимости состав разбавляется толуолом, ксилолом. Для продления срока эксплуатации необходимо дополнительное покрытие защитным лаком. Средний расход – 300-500 г/кв.м.
Водоэмульсионные/акриловые краски
Водоэмульсионные и акриловые краски позволяют создать гладкую, глянцевую поверхность. разметка легко очищается и отмывается от пятен. Кроме того, материалы данной группы демонстрируют высокую стойкость к химическому воздействию, что актуально на химических производствах и складах химической продукции.
Нанесение акриловых сигнальных красок возможно только при положительных температурах – от +5 градусов
Востребованность акриловых составов обусловлена продолжительным сроком эксплуатации. Готовая маркировка прослужит не менее трех лет.
Акриловые краски наносятся на пол краскопультами, кистями, валиками. Допускается работа по влажному бетону и в условиях повышенной влажности. Поверхность требует очистки, демаркировки от старой краски, пятен, отслоений.
Разметка эпоксидными красками
Это самый распространенный материал, что обусловлено его высокой стойкостью к износу. Срок службы разметки достигает 10 лет. На наливных и бетонных полах эпоксидные составы демонстрируют высокую степень адгезии.
Это решение предпочтительно в местах с интенсивным движением тележек, техники, погрузчиков. Для усиления защиты краска покрывается слоем защитного лака. Сигнальные цвета не будут перекрываться следами от шин.
Работы проводятся при температуре выше 0 градусов. Краску наносят на основания, предварительно очищенные механическим способом. Время высыхания в сухую, теплую погоду занимает 2-2.5 часа. Средний расход – 0.8 кг/кв.м. Чтобы разметка получила противоскользящие свойства дополнительно используют кварцевый песок.
Разметка клейкими лентами
Клейкие ленты – это самый простой и быстрый метод для нанесения маркировки на пола. Небольшая стоимость – существенный плюс такого решения. Однако, стойкость к износу остается под вопросом, — ленты могут повредиться от движения техники. Это вариант для временной маркировки или мест с минимальным прохождением транспортных средств.
При выборе ленты решающее значение имеет тип используемого клея:
- на основе натурального каучука – не подходит для экстремальных условий эксплуатации и специфических требований. Ленты на таком клее доступны по цене, характеризуются высокой начальной адгезией. Типичные минусы – низкая стойкость к старению, химии, влаги, высоким температурам;
- на основе синтетических каучуков – доступный по цене вариант с высокой прочностью и начальной адгезией. Но, такие ленты не выдерживают нагрев свыше 40 градусов, имеют неприятный специфический запах, не любят влаги, химии;
- на основе акрила – работают на прочное сцепление, спокойно реагируют на высокие температуры, устойчивы к действию окружающей среды, старению. Можно говорить о высоком сопротивлении сдвигу при высоких температурах. Минусы в том, что максимальное сцепление достигается спустя 72 часа после наклейки. Мгновенная адгезия низкая. Высокая цена;
- на основе силиконов – работает на УФ, химическую стойкость, хорошо выдерживает действие высоких температур, вплоть до 200 градусов. Дорогостоящий материал.
Технологии нанесения
Нанесение дорожной разметки делается двумя методами, выбор которых зависит от агрегатного состояния наносимой краски.
- Холодное состояние. Эта технология нанесения применяется при работе с эмалями или красителями на основе природных растворителей, холодными пластиками, водно-дисперсными красящими составами. Методом наносится маркировка на участках с больши?м износом поверхности, например, на пешеходных переходах. Срок эксплуатации маркировки составляет порядка двух лет. При большей загруженности трафика используется горячий метод нанесения краски.
- Горячим способом наносят термопластики и термопластические жёлтые ленты, приклеивающиеся к дорожному покрытию газовой горелкой. Работа ведётся при температуре окружающей среды от +5 до +35°С.
Состав маркировочной краски
КМ для разметки отличаются между собой по составу, который определяет методику их нанесения, влияет на срок сохранения технологических характеристик. В составе маркировочной краски:
- в среднем 4-6 составляющих компонентов;
- колер-вещество;
- наполнители;
- пластификаторы;
- полимерные элементы;
- добавки;
- специальные растворители.
В отдельности каждый элемент в составе выполняет свою функцию. Но усиление устойчивости разметки, ее срок эксплуатации зависит от полимерного связующего вещества.
Краска для нанесения дорожной разметки соответствует европейскому стандарту в вопросе «Экологических требований». Так остаток сухого вещества КМ – не меньше 75 %. Придерживаясь этих же требований, выдержан выброс в атмосферу растворителей и летучих органических веществ. На качество красителя такие ограничения не влияют.
Полезное видео по теме:
Дорожная эмаль АК-511
Это дорожная краска, которой размечают улицы и проезжую часть. Её используют в умеренно-континентальных климатических условиях. В состав красителя входят пигменты и наполнители, сочетающиеся с модифицирующими присадками. Состав АК-511 соответствует ГОСТ Р52575-2006, которым регламентируется применение для покраски дорожного полотна общего пользования.
Это быстросохнущая смесь, отличающаяся хорошей светоустойчивостью и повышенным коэффициентом яркости. Разметка видна при любом освещении. Как и другие акриловые эмали АК-511 обладает хорошими адгезионными свойствами, высокой стойкостью к износу, воздействию влажных и химических сред.
Для повышения светоотражающего результата в эмаль могут добавляться стеклошарики, возвращающие свет. Наносить необходимо на очищенную, сухую поверхность. В эмаль можно доливать разбавитель.
Чтобы дополнительно увеличить отражаемость разметки, поверх маркировки наносят лакокрасочное покрытие. Такая технология имеет ряд преимуществ:
- покрытие соответствует ГОСТ Р52575-2006;
- маркировка более устойчива перед внешним воздействием;
- быстрый метод нанесения;
- улучшаются функциональные качества маркировки на дороге.
При толщине наносимого слоя в 2,5 мм на 1 м2 расходуется 3,5-4 кг краски.
Известные лакокрасочные материалы
Самые часто используемые дорожные краски — это «Линия»; Эмаль АК-511; «Дорожка».
Все марки производят в России, они проходят для суровых погодных условий, устойчивы к колебаниям температуры и достаточно износоустойчивы.
Линия
Лакокрасочный материал «Линия» имеет ряд достоинств:
- разбавление и смешивание составов с другими по цвету для получения нужного оттенка, что очень важно для создания разноцветных линий на конкретной части дороги;
- насыщенный цвет. Яркость цвета заметна при неблагоприятных погодных условиях;
- не выцветает;
- для нанесения используют любой метод (применяя специализированное оборудование для разметки, машины пневмо — аэрозольного типа);
- реализуется в аэрозольных баллонах;
- хорошие адгезивные свойства, которые способствуют качественному нанесению при малом расходовании состава;
- соответствует требованиям нормативных документов;
- возможность хранить средство перед использованием при различных температурах;
- приемлемая цена, долгий период службы.
Лакокрасочный материал АК-511
Преимущества данной эмали:
- экономичный вариант краски;
- низкий уровень расходование красителя;
- с помощью добавок в виде отражающих компонентов можно производить регулировку параметра интенсивности отражения света;
- универсальное средство, наносится на широкую линейку материалов с использованием разных методов, в частности, ручным вариантом, применяя валик;
- застывает при температуре от пяти до сорока градусов по Цельсию.
Эмаль Технониколь АК
Это однокомпонентный лакокрасочный состав, который можно наносить на дорогу холодным методом. Его основа – высокодисперсные пигменты, наполнители.
Краска для дорожной разметки «Технониколь» не требует разведения, продаётся в готовом виде. Ею можно наносить горизонтальную маркировку на асфальтобетонном и бетонном покрытии. Производители предлагают несколько модификаций эмали. Каждая из них предназначена для своего типа дорог: для федеральных автострад, региональных или межрегиональных трасс, прочих дорог, тротуаров и паркингов. В зависимости от модификации и типа основания, на которое наносится, Технониколь АК имеет расход 0,4-0,7 кг/м2.
Рейтинг популярных брендов
К самым популярным веществам, которые часто применяют для обозначения дорожной разметки, относят следующие:
- «Технониколь АК». Это средство представляет собой однокомпонентное вещество, которое требуется наносить холодным способом. В его основе лежат качественные пигменты и наполнители. Краситель не требует использования растворителей – он готов к применению. Состав подходит для нанесения горизонтальных линий на дороге. Его разрешается применять для асфальтобетонного или бетонного покрытия.
- Indecoat-511. Этот материал применяется довольно часто. По сути, он является комбинацией пигментов, добавок и наполнителей. Состав можно эксплуатировать в обширном температурном диапазоне, который составляет от -40 до +60 градусов. Для материала характерны высокая износоустойчивость и белизна. Его разрешается наносить на покрытия из бетона и цемента.
- Эмаль АС-5307 «Линия». Этот краситель часто применяется для нанесения линий безопасности. Его разрешается использовать для бетонного и асфальтового покрытия. В составе имеются световозвращающие шарики. С их помощью удается добиться свечения разметки. Параметры яркости достигают 80 %.
Эмаль Линия
Краситель белого цвета, которым наносятся линии безопасности на асфальтном и бетонном полотне. Коэффициент яркости эмали составляет 80% из-за входящих в состав световозвращающих шариков. Эмаль для разметки дорог и аэродромов Линия выпускается также в жёлтом, красном или чёрном тоне.
Она имеет ряд особенностей:
- ею можно покрасить маркировку на дорогах любого назначения;
- высокая яркость состава делает видимой разметку даже в тумане;
- эмаль можно наносить различными разметочными механизмами, пневматическими аэрозольными аппаратами, баллончиками в виде аэрозоля;
- имеет сильные адгезионные свойства, для чёткого рисунка достаточно небольшого объёма красящего средства;
- быстросохнущий состав;
- её можно колеровать, что удобно для нанесения разноцветной разметки на небольших участках дороги;
- устойчива к влиянию окружающей среды, не выцветает;
- эмаль имеет широкий диапазон температур, в котором она может храниться до применения.
«Линия», в отличие от других красок, недорогая и долго служит.
Краска Indecoat-511
Краска для нанесения разметки Indecoat-511 состоит из пигментов, наполнителей и добавок. Нанесённая ею маркировка может эксплуатироваться при низких температурах до -40°С, и в очень жарких условиях при +60°С.
Производится из импортного сырья по инновационным технологиям. Это обеспечивает высокую устойчивость покраски к износу и её белизну. Наносить маркировку этим красителем можно на бетоне и цементе.
В базовом исполнении эмаль 511 имеет белую расцветку, но можно купить жёлтые, оранжевые, красные и чёрные колоры. Расход на однослойное нанесение составляет 0,3-0,4 кг на м2. Можно наносить валиком вручную или спецтехникой.
Повысить интенсивность светоотражения этой эмали можно путём добавления отражающих взвесей.
Какие требования предъявляют к ЛКМ для дорог
Краски для разметки допустимо наносить ручным или автоматизированным методом – кисточкой, валиком, пневматическим или воздушным распылением. Наносить обозначения на дороги можно в теплую погоду. При этом температурный режим должен составлять +5-35 градусов.
Важно, чтобы используемое вещество имело следующие характеристики:
- короткий период высыхания – не больше 15-30 минут;
- экономичный расход;
- высокая степень укрывистости;
- устойчивость к действию влаги, снега, низких температур, кислот, щелочей и других химических веществ;
- высокая степень износостойкости.
Холодный пластик
Благодаря инновационным технологиям для разметки автомобильных дорог можно использовать не только асфальтную краску, но и холодный пластик. Он более износоустойчивый и дольше эксплуатируется даже в самых суровых климатических условиях. Срок годности полос и знаков составляет 2 года, а пластика намного дольше.
Отечественные производители для изготовления холодного пластика используют импортное сырьё, поэтому он получается качественным, но более дешёвым, чем зарубежные аналоги. Его нужно наносить слоем в 2 мм. Расход пластика будет 3,5-4 кг/м2.
Максидур
Это пластик белого цвета, который затвердевает на поверхности дороги через полчаса после нанесения. Чтобы маркировка была лучше видна в тумане и ночью, в состав перед нанесением вносят светоотражающие шарики и разводят его до однородной консистенции.
Технопласт
Проводится нанесение толстослойной разметки парковки, стоп-линий, шумовых линий, пешеходных переходов, стрелок направления движения и т.д. Это износоустойчивый материал, который можно дополнять шариками, отражающими цвет, и менять его цвет, путём добавления колора.
Термопластичные краски
Наносить разметку можно не только эмалями и холодным пластиком, но и термопластическими материалами. Они увеличивают толщину наносимого слоя и продлевают срок службы маркировки. Из-за высокой цены их используют только на тех участках, где высокая интенсивность изнашивания. Наносить термопластик можно только механическим способом. Расход материала на 1 м2 от 3-5 до 8-10 кг.
Маркер
Термопластик жёлтого цвета, в основе которого нефтеполимерные смолы, пластификаторы, синтетический каучук и минеральные наполнители. «Маркер» – дорожная эмаль, которой наносится горизонтальная разметка на трассах с интенсивным и загруженным движением.
Мегопласт-Премиум
Термопластиком можно наносить осевые линии, стоп-линии и стрелки на дорогах. Это износоустойчивый краситель, который можно использовать в местах с резким перепадом температур. Наносится термопластик на сухое покрытие только машинным методом.
Краска Дорожка
Отличается высокой устойчивостью к износу и прочностью. Её можно использовать на трассах с оживлённым движением и на аэродромах.
Разметочная краска Дорожка имеет преимущества:
- может наноситься вручную и спецтехникой;
- экономичная;
- устойчива к износу;
- прочная;
- выдерживает большие механические перегрузки, не повреждается даже снегоуборочной техникой;
- устойчива к УФ-излучению;
- невосприимчива к воздействию химикатов, применяемых для устранения гололёда;
- доступная цена.
Чтобы разметка долго служила, нужно обращать внимание на характеристики краски и возможности её эксплуатации.