Остеохондроз. Какому способу лечения вы отдадите предпочтение?
Тема остеохондроза из коридоров поликлиник перешла в обиход, стала популярной, салонной, как реклама средств для похудания, борьбы с мозолями на пятках или морщинами. С уверенностью могу сказать: в настоящее время нет другой такой патологии, о которой говорили бы и писали так много, как об остеохондрозе.
Само это понятие стало нарицательным, притчей во языцех. Не удержался от соблазна сказать своё слово и я, тем паче на тему патологии своих пациентов.
С чего бы такое — задастся вопросом читатель. Одно из трёх: стали больше болеть, на порядок увеличилось количество знатоков или произошло создание сверхрадикальных диагностических и таких же лекарственных средств. Но причина популярности, скорее всего, кроется, с одной стороны, в способе лёгкого зарабатывания денег, а с другой — в легковерности законопослушных граждан, ибо качество и конечные результаты лечения мало чем отличаются от таковых времён Авиценны.
Не будем, однако, разрабатывать теорию происхождения этого феномена, обозначим его одним словом — конъюнктура рынка, где предложение намного опережает спрос. Коснусь только специальной стороны вопроса: откуда при патологии позвоночника берутся головные боли, головокружения, шум в ушах? Ведь по самому определению голова не является продолжением позвоночника. Почему немеют руки, ноги? Почему с возрастом человек начинает «расти» вниз, а во время сна, наоборот, на 1,5−2 см может удлиняться? Отвечу: в подавляющем большинстве случаев от нарушения амортизационной функции позвоночника на уровне двух-трёх или множества межпозвоночных фиброзных дисков и, конечно же, от повышения или, наоборот, ослабления тонуса мышечного корсета примыкающих к столбу мышц, обеспечивающих сохранение правильной его статики.
Принято считать, и это стало почти аксиомой, что причина развития болевого синдрома кроется в ущемлении нервных корешков. Это, конечно, так, но не совсем, повинен в этом целый комплекс факторов, главным из которых является мышечно-тонический и только во вторую очередь — дискогенный. В общем же клиника развивается по порочному замкнутому кругу: под влиянием одноразового или длительного физического воздействия, что характерно для молодого возраста, или дегенеративно-деструктивных изменений диска, для лиц пожилых, происходит его фрагментарное дробление, проседание, протрузия, и как следствие — ущемление соответствующего нервного корешка. Возникшие от раздражения болевые импульсы ведут к спазму разгибателей спины соответствующей стороны, еще более усугубляя сжатие корешка.
Круг замкнулся. Человек принимает анталгическую позу, соответствующую походку и, если в состоянии, отправляется в поликлинику. Вот именно на этом этапе болезни допускается большинство ошибок. Не сняв в первую очередь спастики мышц, но назначив множество препаратов, трудно ожидать какого-то положительного эффекта, и потому наряду с медикаментозными аналгезирующими и спазмолитическими средствами очень целесообразно применить иглоукалывание. Да-да, именно иглоукалывание в самые болезненные точки, что в состоянии сделать даже неспециалист. 3−4 иглы от обычного шприца вводятся на глубину 2−2,5 см с таким расчётом, чтобы они достигли напряженной мышцы. Не для того ли пловцы при судорогах в ногах применяют булавки? Ни в коем случае в остром периоде нельзя применять массаж и тем более мануальную терапию, хотя проведение лёгкой постизометрической миорелаксации вполне допустимо, но выполнять её должен специалист.
С внедрением в диагностическую практику средств высокой разрешающей способности, таких как КТГ, МРТ, едва ли не у каждого больного, даже с самым банальным радикулитом, стали находить грыжи дисков, ни полусловом, однако, не заикаясь о гипертонусе или, наоборот, гипотонии разгибателей спины — основных составляющих в формировании болевого синдрома. Ну, казалось бы, ладно, справедливость достигнута, грыжи найдены, стороны удовлетворены. Естественно, коль это грыжа, то по самому определению и лечить её велено с помощью ножа. Альтернативы здесь не существует.
Может быть, игра и стоила бы свеч, если бы метод хотя бы процентов на 70 снимал проблему, но в том-то и дело, что желаемое (и в очень убедительной форме) выдаётся за истину. Едва ли не 75% перенесших оперативное вмешательство по поводу протрузии дисков выводится на группу инвалидности, не говоря о прочих издержках: материальные траты, да вдобавок при неоднократных томографиях едва ли не чернобыльская дозировка облучения. Рыночные отношения, господа! Хирургия на всех фронтах переходит в решительное наступление.
Не отстают в этом плане и гинекологи, едва ли не у каждой четвертой беременной определяя предрасположенность к патологическим родам, а следовательно, и рекомендации превентивного кесарева сечения. Опять же — конъюнктура рынка, план оперативных вмешательств.
Что же касается «сверхэффективных» лекарств, то и сюда проник рыночный крот. Главное, чтобы у такого средства было мудрёное название, такая же непререкаемая аннотация, ссылка на положительный опыт применения авторитетными людьми. И за ценой больной не постоит. Но это уже тема для другого разговора.
Так излечим ли остеохондроз, какому способу отдать предпочтение, оправдано ли применение хирургии? Лечим мы без исключения все болезни, важно, однако, каких при этом достигаем результатов. Насчёт хирургии однозначно скажу: да, метод необходим, и даже крайне, ибо он последний, где все прочие себя исчерпали. Что же касается консервативного лечения с применением «радикальных», особенно тибетских или японских средств, то помогают они всякий раз в том случае, где организм вкупе со временем сами справляются с проблемой.
Излечимы случаи острой патологии и в молодом возрасте, но там, где процесс перешёл в хронический или носит изменения пожилого возраста, увы! К бесконечности можно стремиться, но достичь её невозможно.