Фестиваль «Опера всем» в Санкт-Петербурге. Можно ли играть оперный спектакль прямо на улице? Часть 1
Третий год подряд в Санкт-Петербурге проводится Международный Фестиваль "Опера всем", во время которого шедевры оперной классики играют под открытым небом, в архитектурных ансамблях города. Цель фестиваля - привлечь к оперному искусству как можно большее число зрителей.
Для горожан становятся привычными разнообразные эстрадные концерты на площадях по случаю праздников, особенно в летнее время. В Санкт-Петербурге огромные сцены со всякого рода звуковоспроизводящей техникой чаще всего сооружаются на Дворцовой площади и на Стрелке Васильевского острова. Обычно концерты бывают бесплатными, но на сидячие места продают билеты. О качестве таких концертов можно спорить, но не будем. А вот можно ли представить зрителям оперу на улице, под открытым небом?
Многие считают, что оперное искусство воспринимается далеко не каждым, оно вроде бы для особой, «элитарной» публики. А если сделать доступными шедевры оперной классики для многих людей, даже для тех, кто обычно утверждает, что не понимает и не любит оперу?
Такую задачу взяли на себя организаторы Международного фестиваля «Опера всем» — познакомить как можно больше зрителей с произведениями великих мастеров, поставив оперные спектакли в исторических ансамблях Санкт-Петербурга. Фестиваль «Опера всем» летом 2014 года проводился при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга третий раз. Бессменный музыкальный руководитель фестивалей — маэстро Фабио Мастранжело. Арт-директор — Виктор Высоцкий. Особенность оперного фестиваля в том, что на все спектакли вход свободный.
В предыдущие годы мне не удалось побывать на этих праздниках музыки. Знаю по публикациям, что фестиваль получил много положительных отзывов, за два года оперы прослушало свыше 20 тысяч человек. Местом для спектаклей были дворы Капеллы, Михайловского замка, Соборная площадь Петропавловской крепости, Исаакиевская площадь и Елагиноостровский дворец в ЦПКиО им. С. М. Кирова. Исполнялись оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», Шарля Гуно «Фауст», Джузеппе Верди «Трубадур» и самая знаменитая опера П. И. Чайковского — «Евгений Онегин».
В этом году на фестивале, проходившем с 12 по 20 июля, было представлено три оперы — «Золотой петушок» Римского-Корсакова (режиссер Виктор Высоцкий), опера Бетховена «Фиделио» (режиссер Ирина Фокина) и «Пиковая дама» П. И. Чайковского (режиссер Элина Амромина). В постановках принимали участие оркестр Государственного Эрмитажа и Симфонический оркестр Санкт-Петербурга.
На спектакль «Золотой петушок» на Соборной площади у Петропавловского собора не удалось попасть, посмотрела его по телевидению. Впечатление создалось хорошее, и на последующие две оперы решила пойти непременно «на улицу». 19-го июля в 17 часов в Александровском парке, у театра Мюзик-Холл, ставили оперу Бетховена «Фиделио». Зная по опыту, что сидячих мест бывает мало (наш народ не избалован бесплатными зрелищами), а желающих много, поехала за 2,5 часа до начала. Оказалось, что практически все сидячие места уже заняты! Петербуржцы и те, кто бывал в Петербурге, знают, что аллея у Мюзик-Холла не самое широкое и удобное место в Александровском парке. Она ведет от метро Горьковская к зоопарку, рядом киноцентр, театр «Балтийский дом» и Планетарий.
Сцена примыкала к Мюзик-холлу, там уже шла репетиция оркестра. Для зрителей поставлено 5 рядов пластмассовых стульев мест по 40 в каждом ряду, а впереди, у сцены — еще 4 ряда стульев, как гласило объявление — «для ВИП персон». Там стояли охранники и полиция. Кто такие ВИП персоны? Оставим вопрос открытым, но туда простых зрителей не пускали. Минут через 10 поиска мне повезло, одна дама решила не ждать начала спектакля и уступила мне свой стул. Погода была, по счастью, солнечная и умеренно жаркая.
Оставшееся до начала спектакля время пришлось сидеть, чтоб не потерять место. Более часа шла репетиция, играл оркестр, пели актеры, правда, без костюмов. Две женщины, видимо, работники театра, раздавали желающим программки с содержанием оперы и составом исполнителей. Вокруг стульев постепенно увеличивалось количество народа, люди располагались где возможно — на газонах, стоя, сидя на своих раскладных стульчиках, и даже лежа, несколько молодых ребят забрались на дерево. Я очень жалела, что не взяла с собой фотоаппарата и воды для питья. Но, как говорится, искусство требует жертв!
Когда закончилась репетиция, до начала спектакля оставалось еще около часа. Попросила соседку сберечь мое место и пошла искать воду или мороженое. Нашла всего один лоток с этими товарами, почти у входа в Зоопарк, и естественно, цены там были в 3−4 раза выше магазинных, да еще и очередь стояла. Умеют у нас работники торговли опустошать кошельки населения! Решила поискать обычный продуктовый магазин. В 5 минутах ходьбы, через дорогу, в переулке, в небольшом продмаге нашла все, что хотела, без очереди и по реальной цене.
В 17 часов, без опоздания, на сцену вышли музыкальный руководитель фестиваля Фабио Мастранжело, арт-директор Виктор Высоцкий, режиссер-постановщик Ирина Фокина и дирижер Сергей Стадлер. Во вступительном слове маэстро Мастранжело сказал, что при постановке опер приходится приспосабливаться к уличным условиям. Оркестр должен играть более ярко, громко, артисты используют микрофоны, что для оперных певцов непривычно, приходится утрировать движения, жесты, мимику. Каждое произведение фестиваля исполняется в своем, специально подобранном под него городском пространстве.
Оказывается, «Фиделио» — единственная опера, написанная автором знаменитых симфоний Л. Бетховеном, её нет в репертуаре ни у одного из театров России, мы — её первые зрители. Опера рассказывает о силе человеческого духа, человеческой самоотверженности во имя любви.
Спектакль шел полтора часа без антракта. И слушали оперу все на одном дыхании! Замечательно играли и пели артисты, прекрасная музыка очаровала. Как восторженно и искренне аплодировали зрители, благодаря актеров, и еще долго не расходились, даже те, что висели на деревьях, не спешили слезать оттуда. Думаю, в памяти людей надолго останется впечатление об этом замечательном спектакле!
Продолжение следует…