Демре (Мира) и остров Кекова. Хотите окунуться в историю?
Демре (Мира) — о. Кекова — экскурсия, которая по своей популярности может сравниться, пожалуй, только с посещением древних развалин Фазелиса или удивительного хлопкового замка Памуккале. Программа экскурсии обещала быть очень насыщенной — церковь Святого Николая, ликийские гробницы и усыпальницы, вырубленные в скале, римский театр на 10 000 человек, а также затопленный остров Кекова. И все это за один день!
Но не буду забегать вперед. Дорога до города Демре (Мира), а затем и до острова Кекова проходила по живописным местам через небольшие приморские городки, расположенные на побережье Средиземного моря с пляжами и уютными для купания бухтами. Ехали весело и интересно. Аббас много шутил и без умолку рассказывал про историю Турции, и в частности про Ликию — древнее государство, по территории которого и проходила наша экскурсия.
Когда подъехали непосредственно к первому пункту назначения, нам сразу же предложили посетить лавку с сувенирами и символикой Святителя Николая, где были представлены как изделия из серебра, так и обыкновенные памятные атрибуты. Мы купили небольшую колбочку с освященным маслом, дабы было что вспомнить — ведь не каждый день ходишь в церковь, где проповедовал сам Святой Николай.
На очереди была церковь. Как водится, вход во все исторические места был за дополнительную плату. Что интересно, само здание церкви находилось на глубине около 7 метров от современной поверхности. Нет, её не строили, вкапывая в землю — это на протяжении около 1700 лет церковь поглощал «культурный слой», т. е. её попросту уничтожила окружающая жизнедеятельность, если бы не вмешалось царское правительство России, но об этом чуть позже.
Первое: мы как-то не сразу обратили внимание на то, что стены храма украшены изображениями карточных мастей. Как нам объяснил Аббас, карточные масти считаются символами Христа. Черви символизируют губку, при помощи которой поили Иисуса. Бубны — это гвозди, которыми были пробиты руки и ноги Иисуса. Пики — копьё, которым его проткнули на кресте. А крести — собственно сам крест, на котором он был распят. Поэтому игра в карты в христианстве считается большим грехом, поскольку тем самым мы глумимся над самим распятием. Скажу честно, я об этом не знал и был поэтому искренне удивлен.
Второе, о чем я уже говорил выше, русский народ и царское правительство России имело к церкви Святого Николая самое непосредственное отношение. В конце 50-х, начале 60-х годов XVIII века земля вокруг церкви была выкуплена, и по приказу Николая I в церкви велись реставрационные работы. И в напоминание этого на потолке одного из залов обозначен узор в виде Андреевского креста — символа российского флота и Николая Чудотворца, его покровителя.
В пяти минутах езды от церкви Святого Николая нас ждало еще одно, куда уже более древнее чудо города Демре (Мира) — это ликийские захоронения, вырубленные в скале, и греко-римский театр. Пройдя через турникет, как всегда за дополнительную плату, мы увидели одновременно и то, и другое, т.к. два эти сооружения находились в непосредственной близости друг от друга. Глаза разбегались… Общение решили начать с более древних ликийских гробниц, где витал дух предков.
Примечательно то, что жилищ древних ликийцев не осталось вовсе, либо они попросту еще не найдены. А вот некрополь сохранился достаточно хорошо. По понятным причинам все склепы были пусты — разграблены.
Большинство склепов фасадной своей частью напоминали дома или их уменьшенную копию — своеобразное жилище для загробной жизни. Виднелись и те, что находились на высоте около 100 метров от поверхности. Чем выше склеп, тем выше ранг усопшего, да и вообще так легче попасть на небо. Внутри довольно просторно, одним словом, все условия для полноценного существования на том свете. Несомненную архитектурную ценность данного комплекса начинаешь понимать, когда представляешь, каким он был в древности.
Уникальность данного места заключалась еще и в том, что мир мертвых довольно плотно здесь соприкасался с миром живых. Буквально в нескольких метрах находился греко-римский театр II века, построенный римлянами в ту эпоху, когда Мира вошла в состав Римской империи.
Театр довольно неплохо сохранился. Стройные полусферы рядов отражали его былое греческое великолепие и римскую пафосность. По его арене можно было понять — здесь проходили не только театрализованные представления, но и гладиаторские бои. А по стертым ступеням, ведущим на верхние ряды, не трудно было догадаться, что театр пользовался большой популярностью у горожан. Вот уж поистине храм культуры.
Следующим и последним пунктом экскурсии «Демре-Мира-Кекова» было посещение затонувшего, точнее частично затонувшего в результате землетрясения, острова Кекова, а вместе с ним и античного города Долихисте, руины которого, в том числе находящиеся под водой, нам обещали показать. Полчаса пути, и мы были на месте.
Действительно, на той части побережья острова, куда мы пошли, стояли полуразрушенные дома, в отдельных местах с сохранившимися дверными проемами и лестницами, спускающимися прямо в море. Идеально чистая вода позволяла рассмотреть ту часть сооружений, которые ушли под воду. Зрелище, с одной стороны, впечатляющее и красивое, и в то же самое время печальное… Был город, жители, дети, и вдруг ничего не стало. Остались только дома — немые свидетели трагедии и беды. Считается, что остров ушел в воду на 12 метров, унеся с собой часть населения… На словах не опишешь — это надо видеть!
На обратном пути мы купались в одной из живописнейших морских бухт и ели только что выловленных и приготовленных при нас крабов. На этом, собственно, можно было и закончить рассказ об удивительной экскурсии по маршруту Демре-Мира-Кекова, если бы не впечатления, которые вновь и вновь возвращают меня в прекрасную страну Ликию.