Фридрих II. Чем же велик человек, которого «бивал» А. Суворов? Часть 2
Философ и музыкант враз стал солдатом. И каким! Вместе с отцом он участвует в войне за польское наследство. Там его способности отмечает командующий кампанией Евгений Савойский. А унаследовав трон в 1740 г., меньше чем через год Фридрих II начинает войну за австрийское наследство. В нее втягиваются другие заинтересованные стороны.
Потом Семилетняя война. По сути, мировая. Начнется с англо-французских столкновений в Северной Америке и перекинется в Европу. Военные действия велись в Индии, Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америке. Охватывая страны, в дележе заокеанских колоний вроде бы не заинтересованные: Австрию, Россию и Пруссию. Последняя скорее воспользовалась возможностью приобрести территории за чужие деньги: ее финансировала Англия. К тому же Фридрих упредил соседей. Готовивших войну, опасаясь растущей мощи Пруссии.
В итоге Европу не переделили, но Фридрих усилил свое положение. Отстоял в очередной раз права на спорную Силезию, присоединенную им в предыдущую войну. Продемонстрировал свое военное превосходство. Конечно, его били, но всегда с трудом, превосходящими силами и дорогой ценой. Обычно и не пытаясь соперничать на равных! А вскоре — разделы Польши и приращение территорий Пруссии. И еще разрушено колониальное могущество Франции в пользу Англии. За что Фридрих полвойны воевал на английские деньги. Так что можно сказать, и здесь он добился поставленной задачи.
Часто стратегию Фридриха характеризуют (и я в том числе) как очень консервативную. Жесткий боевой порядок, единственная возможная тактика… Так ее часто и перенимали подражатели. Только сам Фридрих был куда гибче и в тактике, и в стратегии! Особенно в разгар войн, неся потери и не имея возможности давать решающие сражения. Маневрами перерезал коммуникации, ломая планы противника. Этому у него тоже учились, временами переигрывая Фридриха. Но обычно он доминировал и здесь.
В разгар Семилетней войны Фридрих немалыми ухищрениями сумел пополнить выбитую армию. Это не те выученные бойцы, с которыми он вступал в кампанию, но все же…
Фридрих проявил немалый талант администратора и в войну, и в мирное время. При нем Пруссия приобретала территории, по сути, закладывая основу дальнейшего объединения Германии. И выскажу личное мнение: для воинственного Фридриха II, величайшего полководца Европы, война не была самоцелью! Похоже, это было лишь одним из средств ведения политики. Не надо забывать, чем была тогда Пруссия. Небольшое королевство (королем Фридрих был лишь в третьем поколении, и титул его дед получил не так легко и однозначно), одно из множества германских государств, среди самых мощных держав Европы. Кстати, к концу войны Пруссия таки исчерпала силы, оказавшись на грани поражения. И тут умерла Елизавета. Почитатель Фридриха (а почему не подражать лучшему тогда полководцу и политику?) Петр III прекратил войну. С другой стороны, больше не гибли русские солдаты.
Напомню: не было прямой угрозы России! И Елизавета планировала лишь сдержать экспансию Пруссии. А этого достигли!
И велась война во многом из ущемленного самолюбия. Не зря ее называли «войной разгневанных женщин»! Мария-Терезия, маркиза Помпадур, Елизавета — лишь у первой Фридрих вправду отнял земли. Остальных едкий король обидел острым словцом!
А после войны Фридрих погрузился в созидание! В широком смысле: строил страну. Многое было сделано до войны: объявлена свобода вероисповедания; кодифицированы старые и разработаны новые законы; открыты опера и академия наук. Спроектирован дворец Сан-Суси. Еще в Семилетнюю войну, зиму 1760−61 гг. Фридрих провел в Лейпциге, среди ученых и деятелей искусств. Там, как и в бою, он был своим!
Именно в бою. Король лично в них участвовал. Один факт: при Кунерсдорфе под ним убили трех лошадей, сам он ранен. Он, кажется, искал смерти и чуть не попал в плен. Его вывели из боя солдаты. После битвы Фридрих счел себя разгромленным и всерьез прощался с близкими. Дело не только в боевых потерях. Его армия рассеялась. Но войска собрались и король воспрял духом. Да еще и сумел не раз пополнять армию, пусть новые войска были не того качества, что в начале войны. Фридрих сменил тактику, действуя уже маневрами. Но ресурсы были не бесконечны. А в Англии новый король прекратил финансирование войны. Спас Пруссию лишь мир с Россией.
Распустив после войны часть войск (опустошенную страну требовалось восстанавливать), Фридрих пополнил армию наемниками, желавшими ему служить. Через год он многократно компенсировал потери артиллерии. К 80-м годам армия Пруссии была больше довоенной и той же выучки…
Шло мирное строительство. Целью было восстановить военную мощь, но хозяйство в порядок привели! Освобождение от налогов, выдачи крестьянам хлеба… Субсидии, в т. ч. на восстановление промышленности. Король использовал не казну, а личные средства! Восстанавливал лесное хозяйство. И людские ресурсы! Из католических государств Германии в Пруссию потекли протестанты.
После войны Фридрих оказался чуть ли не всеобщим посредником в европейских делах. И миротворцем! Раздел Польши компенсировал Австрии, России и Пруссии недополученные в войну территориальные приобретения.
Нет, не был Фридрих упертым воякой! Он хотел строить и строил. Да, иногда это приходилось делать путем войны…
Так в войне за австрийское наследство Пруссия «пристроила» Силезию. Семилетняя война — скорее оборонительная. В 1778 г. Фридрих снова воюет с Австрией. За Баварское наследство. Здесь он вроде бы выступает «за справедливость», за интересы других германских княжеств, дабы не дать Австрии распространить свою власть на Германию. Земель Фридрих не приобрел, но Австрию вынудил отказаться от притязаний. Война шла маневренно, без крупных сражений. Но столкновения были, и 66-летний Фридрих снова в них участвовал!
Защитив интересы Германии, он стал признанным авторитетом, положив основание будущему объединению Германии.
Последнюю часть жизни Фридрих много писал о своем времени. Интересно, что правя 46 лет, воевал он в общем лет 15. Но в истории остался не столько крупнейшим администратором и политиком, сколько агрессором!
А ведь Фридриху важнее всего было государство. Вкладывая личные деньги в восстановление разоренной страны, он в своем духе сказал: «Государство мое богато, но сам я беден, так что же?»
Вообще король, в юности склонный к роскоши, был крайне неприхотлив в быту. В походах спал в палатке, да и в роскошных дворцах (любовно им же выстроенных) жил весьма по-спартански. Наверное, для него было важнее совсем другое!
И возвращаясь к теме сложившегося в русской истории отношения к Фридриху… Хотя и здесь не все однозначно. Та же Екатерина II короля Пруссии, может быть, и недолюбливала, но отзывалась о нем уважительно, охотно шла на союз. А сам Фридрих оставил такую характеристику русских: «Русского солдата мало убить, его нужно еще повалить». И очень стремился сделать Россию союзницей.
А я надеюсь еще не раз вернуться к этой замечательной исторической личности…