Различия системы лицензирования и саморегулирования на примере СРО в строительстве

2009 г. стал годом рождения в России саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков и изыскателей. Профессионалы строительного рынка долго отказывались признать неизбежность своего членства в СРО в строительстве. Однако наступление 1 января 2010 г., когда все ныне действующие строительные лицензии утратили силу, поставило предпринимателей перед необходимостью определиться в этом вопросе.

Одно из принципиальных различий систем саморегулирования и лицензирования заключается в том, что в первом случае право лица на ведение предпринимательской деятельности напрямую связывается не с наличием специального разрешения государства (лицензии), а с добросовестным членством в некоммерческой организации, выполнением всех требований, предъявляемых такой организацией к своим членам. В идеале саморегулирование предполагает вовлечение всех профессиональных участников рынка в процесс формирования для самих себя цивилизованных условий работы.

2009 г. являлся переходным от системы лицензирования к системе саморегулирования в строительстве. У участников строительного рынка была возможность вступить как в СРО в строительстве - имеющую соответствующий юридический статус некоммерческую организацию, так и в некоммерческое партнерство (далее - НП, созданное под цели СРО в строительстве), которое статуса СРО не имело, но готовилось его получить.

Правовой режим членства в НП, созданном под цели СРО в строительстве, в большой степени отличается от режима членства в некоммерческом партнерстве, имеющем статус СРО в строительстве.

Порядок приема в члены СРО в строительстве, права и обязанности члена партнерства, а также основания и порядок прекращения членства в партнерстве определяются нормами Закона о некоммерческих организациях и внутренними документами партнерства. Закон позволяет некоммерческому партнерству запрашивать у кандидата максимально широкий набор документов и сведений о его предпринимательской деятельности. В приеме может быть отказано лицам, если они не представляют такие документы, либо если содержание представленных ими документов вызывает у партнерства сомнения в достоверности указанных в них сведений, либо по иным причинам, установленным внутренними документами организации или решением ее уполномоченных органов.

Принципиально иной порядок приема в члены установлен законом для СРО в строительстве (см. ст. 55.6 Градостроительного кодекса (ГрК) РФ). Императивно определены: исчерпывающий перечень документов, которые кандидат представляет для приема в члены СРО; исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме в члены СРО в строительстве; сроки и порядок рассмотрения заявления кандидата о вступлении в члены СРО и принятия решения уполномоченным органом СРО. Цель законодателя заключается в том, чтобы свести к минимуму возможный произвол со стороны саморегулируемой организации при приеме в члены СРО в строительстве и избежать тем самым установления необоснованных препятствий для входа компаний на строительный рынок и, как следствие, его монополизации определенными группами лиц.


СРО в строительстве Порядок приема СРО в строительстве



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: