Каковы правила буксировки автомобиля на гибкой сцепке? Часть 2
При подготовке к буксировке неисправного автомобиля на гибкой сцепке первым делом проверяем состояние того предмета, без которого этот процесс просто-напросто невозможен — фала. За ним внимательно осматриваем буксировочные серьги или крюки.
В каком они состоянии? Нет ли на них, а тем более в местах крепления — ржавчины? При её наличии — насколько всё серьёзно? Не оторвется ли та же серьга при первом же рывке? И только если всё в норме, цепляем с помощью карабинов или петель буксируемого к буксирующему и переходим к следующему этапу подготовки к движению.
Прежде всего, это касается буксируемого автомобиля. Для предотвращения заклинивания его рулевого устройства и, соответственно, потери управляемости, ключ зажигания должен находиться в замке и быть повернут до уровня включения световых сигналов. В холодное время или в дождливую погоду водительское окно буксируемой машины, во избежание запотевания стекол изнутри, должно быть немного приоткрыто.
Но в этом случае холодный воздух беспрепятственно будет проникать в салон. Данное обстоятельство, естественно, надо учитывать. Поэтому водителю неисправной, буксируемой машины нужно надеть на себя все имеющиеся у вас двоих теплые вещи. Плюс договориться, что как только он начнет замерзать, обязательно даст об этом знать коллеге, ведущему буксирующий автомобиль. Чтобы тот остановился и дал бедолаге погреться у себя в салоне.
Вообще, о сигналах оповещения надо договориться заранее. Например, непрерывное моргание фарами заднего автомобиля — просьба остановиться. Предварительное кратковременное включение задних стоп-сигналов переднего автомобиля — оповещение о предстоящем торможении.
На буксируемой машине в обязательном порядке должна быть включена аварийная сигнализация. При этом учитывайте, что мотор — не работает, значит, подзарядка аккумулятора от генератора не идет, и через какой-то промежуток времени батарея сядет, а аварийка — выключится. Поэтому не лишним будет повесить на багажник заднего автомобиля знак аварийной остановки.
У буксирующего автомобиля вся его электрика работает в штатном режиме, чтобы все участники дорожного движения прекрасно понимали, какие маневры вы предполагаете совершать (торможение, поворот, парковка к обочине), и имели возможность и время на них среагировать таким образом, чтобы избежать возникновения аварийной ситуации даже в потенциале.
На этом, можно сказать, что подготовка к движению закончилась. Можно трогаться.
Трогаться с места нужно плавно, без рывков. Для чего сначала выбираете слабину фала и, как только почувствуете сопротивление задней машины, плавно отпускаете сцепление и так же плавно прибавляете газ. Плавность движения — вот основная задача буксирующего. Никаких рывков при переключении передачи, а тем более — резких торможений. Для того, чтобы устранить первое, перед переключением передачи нужен больший по времени, по сравнении с обычным, разгон.
Главная задача водителя буксируемого автомобиля — избежать провисания фала. Поэтому при движении под уклон или перед предстоящим торможением буксирующего, задний автомобиль тоже начинает притормаживать. Причем плавно, без рывков, чтобы не лишать водителя передней машины возможности равномерно-поступательного движения.
И в завершение — о скоростном режиме. И на трассе, и в населенном пункте скорость при буксировке совершенно одинаковая и, согласно п. 10.3 ПДД, не должна превышать 50 км/час.
Буксировка — сложный технический прием, не терпящий спешки. Да и к тому же — обоих водителей ждут дома. Так вернитесь туда со щитом исправной машины и заслуженным чувством победителя. А для того, чтобы вы смогли это сделать, я вроде бы всё рассказал. Без утайки.
Да, и ещё. Очень важно. Всё, сказанное по правилам буксировки на гибкой сцепке, относится к автомобилям с механической коробкой передач. Для машины с коробкой-автоматом, в случае её неисправности, лучше вызвать эвакуатор. Да, дорого, но не дороже ремонта «автомата», если он выйдет из строя. А такая вероятность при буксировке на гибкой сцепке весьма велика.
Дело в том, что в большинстве моделей с автоматической коробкой передач (АКП) масляный насос приводится в действие от коленвала. При неработающем двигателе последний не вращается. А значит не функционирует и масляный насос. Соответственно, планетарные шестерни коробки-автомата останутся без смазки. И как долго последняя протянет при буксировке на гибкой сцепке?
Хотя не всё так печально. Если очень хочется, но нельзя, то можно. И машину с АКП буксировать — тоже. Но в этом случае будут свои правила. И об этом мы, пожалуй, как-нибудь в другой раз поговорим…