Все начинающие художники знают, что кисточка – это основной инструмент художника. Но не все соблюдают правила, отправляясь в магазин за покупкой. А ведь чтобы выбрать кисти для живописи маслом, нужно знать некоторые правила и уметь отличить хорошую кисточку от плохой. Как это сделать, читайте в моей статье.
Самые первые кисти появились задолго до живописи, в привычном для нас понимании. Три тысячи лет назад, в Древнем Китае, богатые и образованные люди изобрели приспособление для написания иероглифов. Но, в отличие от современных кисточек, ворс у них был совершенно иной – самые первые кисточки делали из шерсти лисы, кошки, или крысы.
Сегодня, человечество шагнуло далеко в перед, и чтобы понять, какие кисти нужны начинающим художникам для масляных красок, давайте остановимся на нескольких основных характеристиках – материал, форма и длина рукоятки. По этим трем критериям я советую вам выбирать себе первые кисти для живописи.
Материал
Все творческие люди, и, тем более художники, понимают насколько важно качество материалов. Качество кисточки напрямую зависит из какого материала она была изготовлена. Художники используют разные кисти для работы с маслом, остановимся на самых основных.
Белка
Мягкая кисть с черным ворсом, используется в акварельной живописи. Но вот для масляной живописи я бы не рекомендовала выбирать кисть из шерсти белки, так как едкие разбавители при очистке могут запросто испортить ее нежный и мягкий ворс, оставив всего несколько ворсинок на кисточке.
Колонок
Светлые, слегка рыжеватые, кисти из шерсти колонка так же имеют мягкий, но более жесткий ворс, по сравнению с белкой. Эта кисточка идеально подойдет для того, чтобы рисовать гуашью или акрилом.
Пони
Еще один вид кисточек из натурального ворса, но не такой популярный, в отличии от белки или колонка. Часто такие кисти покупают детям для уроков ИЗО в школе – ими не только можно рисовать, но еще и выполнять ряд декоративно-прикладных работ, например, в работе с клеем ПВА.
Щетина
Жестка, белая кисть из свиного ворса – отлично держит форму ворса, и даже со временем не так сильно стирается, как предыдущие кисти. Щетина – одни из лучших кистей для масла. Они достаточно хорошо держат густую масляную краску, а также, ими очень удобно накладывать объемные мазки, придавая интересную фактуру картине.
Синтетика
Пожалуй, один из самых универсальных вариантов – кисти из синтетического ворса. Такие кисти идеально подходят как для масляных красок, так и для акриловых, гуашевых, темперных красок.
Они имеют мягкий, достаточно упругий ворс, хорошо держат кончик, и спокойно переносят различные химические разбавители, лаки и прочие средства для масляной живописи.
Кроме того, искусственные кисти гораздо легче мыть, ворс не выпадает, да и стоят они дешевле натуральных белки и колонка.
Разновидности кисточек для работы с красками на основе масла
У профессионалов всегда есть большой выбор инструмента, где разные виды используются в разных работах.
Большие кисточки хорошо подходят для жидких масляных составов, при обработке большой поверхности. Маленькие узкие кисти применяются для мелкой работы с масляными материалами, где важна точность: отделка контура, углов, швов, создание узора, рисование по трафарету, окраска малых изделий.
Перед началом окрашивания оснований, нужно знать, какие показатели у данной поверхности.
Если это рыхлый материал с большим количеством пор, то масляное средство будет впитываться в большом количестве.
Если нужно сократить денежные затраты, и сделать отделку поверхности качественной – нужно перед окрашиванием наложить слой грунтовки или недорогую краску на поверхность, это будет как база.
Работать с маленькими кистями довольно сложно, особенно если основание очень большое. Значит, если нужно за короткое время и с высоким качеством окрасить большое основание однородной структуры масляным составом, то лучше купить большую кисточку.
По форме выделяют кисточки таких типов:
- Флейцевая – очень популярный инструмент для работы с различными разновидностями масляных красок. Это классика: прямая, узкая форма и основа в виде прямоугольника. Щетина фиксируется с помощью флейца из металла крепко и надежно. Такая вариант имеет плоскую и массивную ручку, ее удобно держать в руке и сделать сложные процедуры. Изделия изготавливаются очень разные, ширина их до 160 мм, а длина волосков очень разная. Стоимость такой кисти маленькая, за ней легко следить, хорошо сочетается с разными видами основания.
- Радиаторная – она применяется для отделки основания в трудных местах, например, внутренние стены батареи из чугуна. От первого типа этот отличается длинной рукояткой, выгнутым концом с закрепленным фиксатором волосков.
- Круглая – фиксатор сделан в виде круга. Отлично подходит для отделки оснований с разными видами форм (овал, круг, выгнутые). При окраске прямой площади нужно будет купить еще кисти для масляных ЛКМ, потому что с помощью радиальной кисти ровный контур не получается.
- В виде овала – это отличный вариант для работы с трубами, профилями из металла, углами и другими элементами и с масляным красками. Такая кисть хорошо поглощает масляное красящее средство в большом количестве, а значит работать будет проще на больших поверхностях.
Форма
Основная форма кистей, наиболее распространенная среди художников, это – круглая и плоская.
Сделать большой, размашистый мазок, или нарисовать самую тонкую линию – все это возможно сделать кисточкой круглой формы. Наносить масло такой кистью очень удобно, особенно, если вы хотите более детально проработать какой-то фрагмент на картине.
Плоская же кисть прекрасно подходит для заливки, покрытия краской больших участков на холсте. Широкую плоскую кисть из синтетического ворса, так же можно использовать при покрытии картины лаком. При чем необязательно покупать для этого дорогую, художественную кисть, достаточно будет простой дешевой кисти из строительного магазина.
Как вы уже догадались, на этом список форм кисточек не заканчивается, ведь художники люди изобретательные и придумали для себя кисти под разные случаи.
Например, кисти со скошенным кончиком помогут вам провести идеальную ровную линию, точно также, как и кисть-лайнер – очень тонкая вытянутая кисть, похожая на кисточку от подводки для глаз. Кисточка овальной формы, как нечто среднее между плоской и круглой – сочетает в себе сразу несколько качеств. А если вам нужно растушевать краску, берите веерную кисть.
Есть еще одна разновидность кистей – это кисть флейц. Плоская и широкая, кисть-флейц обычно изготавливается из щетины или синтетики, прекрасно подходит для объемных работ на больших холстах, а также, для покрытия лаком готовой работы.
Уход за кистями, правила их подготовки
Правила подготовки и советы по уходу за кистями из искусственного и натурального ворса практически идентичные:
- прежде чем приступать к нанесению масляного состава, кисть нужно помыть. В качестве моющего средства используется либо обычный мыльный раствор, либо простая водопроводная вода. После приобретения кисточки в магазине лучше не начинать сразу ее использовать, желательно помыть ее щетину. Отмыть ворс нужно, например, от мусора, плесени, пыли, жира и других загрязнений. Для мытья инструмент ополаскивается в мыльной воде и высушивается. Благодаря такому мытью, кисть приобретает эластичность и лучше впитывает в себя масляную краску;
- если в работе используется густая краска, то макать щетину в состав нужно примерно на одну треть, а если краска жидкая, то ворс окунается на 2/3 своей длины;
- прежде чем приступать к нанесению краски, необходимо осмотреть кончик инструмента. Отдельные волоски не должны торчать в разные стороны, а если такая щетина есть, ее не нужно прижигать или срезать. Необходимо в течение пары минут потереть ворс о гладкую бетонную поверхность, благодаря этому щетина станет однородной и ровной;
- неправильно хранить долгое время кисточки в воде или Уайт-спирите, эти жидкости портят инструмент. Многие интересуются, как мыть кисти правильно? Чтобы отмыть и сохранить кисть, которая использовалась для нанесения масляной краски, первым делом ее нужно хорошо отмыть в растворителе, например в Уайт-спирите. Растворитель Уайт-спирит это отличный вариант, как смыть краску с кисточки. Отмыть лакокрасочный материал гораздо легче, пока он еще не высох на щетине. После очистки краски ворс нужно промыть мыльной теплой водой, затем вытереть, высушить, после чего замотать тряпкой, смоченной в растворителе, и плотно завернуть в целлофановый пакет;
- для мытья щетины лучше не использовать ацетон, бензин или керосин. Данные растворы портят ворсинки, поэтому гораздо лучше использовать Уайт-спирит.
Длина рукоятки
Как вы уже успели убедиться, кисти для рисования бывают абсолютно разных форм, видов и каждая имеет свое предназначение. Но меня часто спрашивают, что даже если кисточки имеют одинаковую форму и ворс, то они отличаются по длине своей ручки. Так в чем же разница, и какой длины начинающему художнику выбрать кисточку?
Во-первых, давайте, как и с ворсом определимся, из чего должна быть сделана ручка у кисточки? Хорошие кисти для работы маслом должны иметь деревянную рукоятку. Дерево, в отличие от пластика, более практичный материал, и опять же, оно не растворится и не испортится под действием химических растворителей.
Во-вторых, любому художнику, который пишет маслом или любыми другими красками, я бы посоветовала купить сразу несколько кисточек разного размера. Это нужно для того, чтобы понять, с какой кистью вам больше всего удобней и комфортней работать. Ведь проводя за мольбертом по несколько часов, а то и больше, вам будет трудно не устать, пусть и занимая любимым делом – масляной живописью.
Поэтому смело выбирайте короткую, среднюю и длинную кисточки и пробуйте наносить ими первые мазки на холсте.
Подбор кисточки
Чтобы понять, какие выбрать кисти, первым делом нужно проанализировать, с какими процессами и поверхностями придется столкнуться во время работы. Если нужно просто покрасить краской полы, то достаточно приобрести одну или две широких кисти, которые поглощают в себя большой объем краски и впоследствии равномерно ее наносят.
Если будут окрашиваться мелкие изделия или труднодоступные участки, объекты высокой точности, то нужно будет приобрести флейцевые кисточки разных форм и ширины. Вот некоторые советы специалистов, помогающие при выборе кисти для масляной краски:
- если будут обрабатываться неподготовленные основания, лучше приобрести недорогие кисточки, так как необработанная древесина, бетон или металл обязательно приведет к потере большого количества щетинок. И даже если приобрести дорогую, качественную кисть, то она будет быстро стираться, волокна древесины будут выдергивать из нее щетинки;
- необходимо покупать инструмент, который хорошо лежит в руке и имеет удобные размеры. Если во время работы с кистью возникают неудобства, лучше не использовать этот инструмент в последующем. Маляр-специалист за один день может окрашивать 30 квадратных метров поверхности и больше. За рабочую смену он может сделать несколько тысяч мазков и более. При работе неудобной кисточкой мастер будет уставать довольно быстро, уменьшится его работоспособность, начнут появляться растяжения, мозоли;
- во время выбора кисти важно проверить, качественно ли зафиксированы ее щетинки. Масляные составы обычно тягучие и густые, обычно ими обрабатываются сложные основания, например, металлические, бетонные или деревянные поверхности. Очень важно, чтобы щетинки не выпадали легко, были достаточно эластичными и не ломались;
- для обработки поверхностей очень жидкими красками желательно выбирать кисточки с посеченными кончиками щетинок. Благодаря этому, за один раз можно обрабатывать большую площадь, так как кисточка обладает повышенными свойствами впитывания красящей смеси;
- лучше не выбирать инструмент с длинной щетиной, так как работать им не очень удобно. Для малярных работ наилучшим вариантом станет короткая или средняя длина ворса;
- желательно выбирать инструмент со щетиной, имеющей вид конуса, то есть ворсинки у основания имеют большую толщину, чем у кончиков. Во время окрашивания щетинки начинают стираться с конца, их свойства не будут утрачиваться. Хорошая, качественная кисточка для краски может успешно эксплуатироваться несколько лет, если ее правильно мыть и подходящим образом за ней ухаживать.
Производят кисточки для масляных красок из синтетических и натуральных материалов. И та, и другая щетина подходит для данных лакокрасочных смесей, потому что в их составе нет агрессивных веществ, разрушающих искусственный ворс. Кисти из натуральной щетины стоят дешевле, уход за ними несложный, натуральные материалы долговечны и экологически чисты. Многие изготовители производят кисти с синтетическим ворсом, имеющим отличную износостойкость и длительный эксплуатационный период.
Размер
Вы наверняка замечали, что на каждой кисточке, на ручке, обычно рядом с металлическим наконечником или с названием ворса, стоит какая-нибудь цифра. Именно эти цифры говорят вам о том, какого размера ваша кисточка.
Круглая кисть самого маленького размера, обычно самая тонкая, обозначатся № 00, а далее – по возрастающей. Сразу хочу отметить непрактичность такой кисточки. Она, как правило, состоит всего из нескольких ворсинок, поэтому очень быстро сотрется. Поэтому, если вы хотите тонкую кисточку, которая прослужит вам не один раз, а больше, выбирайте кисть под № 1. Разница между ними небольшая, зато вторая дольше сохранит свои свойства.
Обозначение размера плоских кистей идет от № 2 и всегда четными цифрами. Все дело в том, что, когда круглую кисть № 1 приплющивают и сжимают, она становится плоской кистью № 2. Двойка при сжатии становится № 4 и так далее. Поэтому, производители решили ввести такую систему обозначения, чтобы не запутаться самим и не вводить в заблуждение художников, особенно начинающих.
Важно отметить, что размер кистей обозначается в миллиметрах. Так, например, Круглая кисть № 3 будет размером 3 мм, а плоская широкая кисть флейц под № 20 – уже 2 см.
Полный текст урока
Кисти для живописи маслом бывают различных типов, но есть два самых важных. Щетинные кисти, самые жёсткие, и синтетические, самые мягкие. Все остальные по мягкости располагаются между ними.
Щетинные кисти
Если захотеть, ими можно захватить большой шмоток краски и положить его как густую ваксу. При желании можно сделать и довольно тонкий, прозрачный слой. Но “визитная карточка” щетинных кистей это густой мазок с характерными бороздками, “как у Ван Гога”.
Другими словами, ими можно писать в довольно широком спектре толщины красочного слоя и заметности фактуры, а при желании делать эффектную фактуру и плотность.
А ещё ими можно делать обрывочные, резкие мазки, чтобы писать опавшую листву, или сухую пшеницу в поле, или там сыру землю весной, такие штуки.
Синтетические кисти
Они заметно мягче, и поэтому ими можно накладывать краску тонким, гладким слоем.
Начнём с синтетической кисти. При помощи синтетической кисти краску удается накладывать достаточно тонким, и не фактурным слоем.
Другими словами, ими можно решать другие задачи, чем щетинными – писать гладкие поверхности. Например, гладь озера, или нежную кожу лица (если Вы конечно хотите написать их гладкими, а не фактурными).
Веерные кисти
Эти кисти отличаются по своему внешнему виду, они такие тонкие и во все стороны торчат. Они тоже различаются по жесткости, но в качестве мягких я беру не синтетические (недолговечные), а колонковые веерные кисти.
Колонковые веерные кисти
С их помощью художник может “разглаживать” фактуру картины. Если Вы попробуете разгладить какой то кусочек картины обычной щетинной кистью, то всё размажется и либо родится новый мазок, либо грязюка и месиво. А веерная кисточка позволяет не меняя уже написанного сгладить участок картины.
Щетинные веерные кисти
Ими я, например, пишу траву. Причём у меня есть как новенькая веерная кисточка для этого, так и видавшая виды. Они делают разные мазки, и получается создать ощущение “естественности” травы.
Зачем хранить старые кисти
Я тщательно слежу за тем, как стареют кисти. Иногда когда они уже стали инвалидами, они начинают вдруг давать свой неожиданный, уникальный мазок. Иногда я прописываю ими мелкие детали, а иногда создаю особую текстуру написанного. Не выкидывайте старые кисти и используйте их как художественный инструмент.
К списку уроков
Какие кисти нужны для масляной живописи: чек-лист
Теперь, когда мы с вами рассмотрели кисти по нескольким основным критериям – форме, ворсу, размеру и длине, важно подвести итог, и сориентировать вас, а как же все-таки выбрать правильную кисть?
Чек-лист КАК ВЫБРАТЬ КИСТОЧКУ:
- Определитесь, какими красками вы будете писать. Для акварели подойдут кисти с натуральным, нежным ворсом, а для масла и акрила нужны кисти щетина или синтетика.
- По форме возьмите круглую и плоскую кисти, а также широкую, плоскую кисть флейц.
- Ручка может быть любой длины, главное, чтобы вам было удобно писать такой кисточкой. Тут, как и с формой, возьмите сразу несколько – длинную, короткую, среднюю.
Какие нужны профессиональные художественные кисти для живописи маслом, конспект:
1. Самый жёсткий тип кистей для живописи маслом – щетинный, самый мягкий – синтетические. Остальные типы по своим свойствам находятся где-то между ними. 2. Синтетическими кистями удобно накладывать краску достаточно тонким, гладким, не фактурным, слоем. Их хорошо использовать, чтобы писать гладкие места. 3. Щетинными кистями удобно класть краску густым, фактурным слоем, но можно и тонким. 4. Используя разные типы кистей можно контролировать толщину и фактуру слоя, положенного на холст. 5. Также щетинной кистью удобно делать характерные “рваные” мазки, чтобы писать травку, листочки деревьев и тому подобное. 6. Есть еще веерные кисти, тоже с разной жесткостью. Веерными кистями можно “сгладить” фактурность слоя краски, не растирая её. 7. Для этого лучше взять колонковую, а не синтетическую веерную кисть. 8. Щетинными веерными кистями удобно писать травку. Особенно хорошо иметь в наборе старую и новую веерную щетинную кисть. 9. Старые кисти часто стоит сохранить, потому что они оставляют характерный “мазок”, который можно удачно использовать.
К списку уроков
Рекомендуемые производители
Как и в случае с красками, у кисточек для живописи и рисования тоже есть свой ТОП-производителей:
- Da Vinci – европейская марка кистей премиум-класса.
- Faber-Castell – старейшая компания по производству канцелярских принадлежностей.
- Pinax – еще один известный бренд, пришедший в Россию не так давно, но уже успевший себя зарекомендовать как производитель кистей отличного качества.
- Escoda – испанский бренд, достаточно дорогой среди прочих, так как каждая кисть у них создается вручную.
- Малевичъ – российский бренд недорогих и качественных кистей.
- Roubloff – хорошие, качественные кисти, продаются почти в каждом художественном магазине
Как проверить качество кисти в магазине
Придя в магазин за новой кисточкой, помните вот об этих важных правилах:
- Ворс не топорщится, волоски не выпадают и лежат один к одному.
- Основание должно быть крепко закреплено на ручке и ни в коем случае не болтаться.
- Патрон у кисти должен быть цельным, без сварочного шва.
- Деревянная ручка должна быть хорошо залакирована.
- Кисточка должна вам нравиться, быть красивой и вызывать удовольствие, ведь с ней вы проведете не один час и обязательно напишите свои лучшие работы!