Какой керамикой гордится Ростов Великий?
В Нестеровской «Повести временных лет» лето 6370-е от сотворения мира, то есть 862 год послепетровского летоисчисления, отмечено упоминанием города Ростова как давным-давно существующего. С года 1137, когда княжил Юрий Долгорукий, Ростов носит титул Великий и играет особую роль в церковной истории.
Здесь в 991 году был поставлен самый первый храм в северо-восточной Руси — церковь Успения Богородицы из дубовой древесины. Ростовские иерархи были наиболее влиятельными церковными владыками. Здесь находилась архиерейская резиденция, ныне известная как Ростовский кремль.
В кремле на площади Успенского собора есть мастерская. В нее очень приятно заходить. На полках стоят незаурядные произведения гончарного искусства, здесь же мастера дорабатывают глиняные заготовки, чтобы к моменту помещения в печь они были безупречно гладкими, и охотно отвечают на вопросы. Мы попросили, и нам разрешили поработать рядом с мастерами. Глина в первые мгновения немного не слушалась, но сноровка пришла довольно быстро. Теперь можно про несколько горшочков думать, что они из моих рук пошли в мир нести радость людям.
Керамика здесь уникальная — чернолощёная, похожая на чугун. Такая встречалась в Дьяковской культуре III-го века. В XVII веке была распространена довольно широко, но в Ростове Великом морёные или томлёные изделия были особого качества, за что попали в собрание Русского музея, в то время музея Александра Третьего.
Чтобы получить насыщенный черный цвет с синеватым отливом, изделия обжигали, а затем сутки охлаждали в печи с березовыми поленцами, которые без доступа воздуха начинали сильно чадить. Жерло печи замуровывали, трубу перекрывали, и светлые горшки постепенно обретали свой особый цвет. Черный выглядел сам по себе выразительно и элегантно, а лощение придавало ему высоко ценимый металлический блеск.
По-видимому, берёзу использовали не всегда, в описании процесса упоминались не только сосновые «смоляки», но и тряпье, навоз, папоротник, от которых шел густой дым. Посуда получалась прочная и водостойкая. Наибольшее количество такой посуды изготавливалось к еврейскому празднику Песах, или Пейсах. Для чернолощёных изделий брали готовое глиняное тесто, вытягивали его на ручных или ножных гончарных кругах, полировали еще сырое деревянной циклей, после обжига снова лощили ложкой или циклей до появления блеска, затем томили без доступа кислорода при температуре 800−900 градусов.
Это не окислительный обжиг, при котором получается красная и белая посуда, а восстановительный. Железо восстанавливается из его оксидов: Fе2O3+ ЗСО = 2Fе + ЗСО2 + 32 кДж/моль. А может быть, получается закись, окалина Fе3О4, она черного цвета.
Для лощеной керамики не требуется ни глазурь (а она дорогая), ни второй обжиг. Прочность резко возрастает. Изделие выглядит одновременно и древним, и суперсовременным.
В отличие от техники Букеро с неравномерным распределением матово-черного цвета, чернолощёные изделия окрашены равномерно. У них металлический блеск и металлический звон. Мне не известно другое место в России, помимо Ростовского кремля, где бы делали настоящую чернолощёную керамику. Кувшины, горшки, подсвечники, пивные кружки, окарины и остроумные игрушки из Ростова Великого могут быть отличным подарком в силу своей уникальности.
Козье молоко в ростовском глечике по десять дней не скисает. Козу за это благодарить, керамику или холодильник — не знаю.