Кто есть самый главный враг человечества?
Вулканы, астероиды, взрыв сверхновой… Все это для столь недолго живущих людей — всего лишь экзотика. Кому интересно, что произойдет через сколько-то тысяч лет? Самый главный враг человечества — мы сами. Нашей цивилизации всего несколько десятков тысяч лет (смотря как считать, если от возникновения письменности, так и 5000 лет не наберется). А сколько мы уже ухитрились наломать дров? И в прямом, и в переносном смысле.
Когда в средние века в Европе одна за другой эпидемии оспы, холеры, чумы опустошали страны, оставляя после себя в живых половину или даже треть населения, это не угрожало существованию человечества.
Когда в результате взрыва вулкана Санторин погибли несколько самых тогда развитых цивилизаций Средиземноморья, а вызванная взрывом вулкана цунами перехлестнула даже горы на острове Крит — это погубило минойскую цивилизацию, но на опустевшие земли потом пришли варвары из других стран…
Прошло время. Человек вовсе не стал умнее, но стал опаснее — и для самого себя, и для существования самой жизни на Земле.
Мы накопили горы оружия. И простого, и ядерного. Человек в прошлом веке просто по ошибке больше десятка раз чуть не развязал атомную бойню, войну, после которой на Земле на сотни и тысячи лет была бы невозможна жизнь. Мы бы уничтожили и себя, и почти все живое на планете, наверное, только тараканы бы и выжили.
А через сколько-то миллионов лет новая разумная цивилизация на основании исследований своих геологов утверждала бы о семи периодах массовых вымираний живых существ Земли. Мол, вначале вымерли трилобиты, потом вымерли броненосные рыбы, потом…, потом…, потом вымерли динозавры, но зато на их месте спустя много миллионов лет развились млекопитающие, которые тоже вымерли спустя примерно 100 млн. лет после динозавров. Погибли скорее всего из-за падения гигантских метеоритов, т.к. в этом слое осадочных пород встречаются радиоактивные изотопы, которые, вероятно, образовались в результате длительного облучения астероидов в космосе космическими лучами.
И ведь для такого немного было и нужно. Чтобы на одной из атомных бомб (выпавших из американских Б-52, находившихся на боевом дежурстве), упавших в Гренландии, или в Испании, или вовсе на территории США, не сработал бы адекватно предохранитель. Один из многих — именно срабатывание одного предохранителя, когда остальные, получив повреждение от удара, не сработали как надо, спасло много лет назад мир от ядерного самоубийства. Ведь в Испании упавшая водородная бомба взорвалась — на наше счастье, взрыватели сработали не синхронно и, вместо того чтобы сжать урановую сферу, они разбросали уран в разные стороны, заразив радиоактивными изотопами огромные территории. А ведь таких случаев было несколько.
И ракеты были уже готовы взлететь, когда спутник раннего обнаружения посчитал некий близкий и слабый отблеск за дальний и сильный, дав ложный сигнал о запуске в СССР двух баллистических ракет. Еще бы тогда пара ошибок — и США по ошибке запустили бы свои ракеты по СССР. А уж дальше — пошел бы ответ СССР… И через много миллионов лет те, кто пришли бы нам на смену, рассуждали бы о причинах седьмой эпохи массового вымирания животных на Земле и о том, могли ли быть разумными млекопитающие.
Но даже без прямого самоуничтожения человек делает так много для того, чтобы сделать Землю непригодной для проживания на ней людей! Мы вырубаем леса в Амазонии, а ведь они — легкие планеты, чем думают дышать люди, гробящие будущее себя и своих детей в погоне за сиюминутной наживой?
Нефтедобывающие компании при добыче нефти со дна океана при авариях выбрасывают в воду миллионы тонн нефти, отравляя воду океанов и убивая планктон, который является и кормовой базой для многих видов морских животных, да к тому же — вырабатывает кислорода не меньше, чем леса Амазонии.
Многие миллионы лет природа медленно и со старанием закладывала в свои кладовые углеводороды, нефть и природный газ. Мы добываем их всего лишь чуть больше ста лет. И запасов осталось всего на сколько-то десятков лет. А потом? Что делать потом?
То же самое — с другими полезными ископаемыми. Чего-то нам хватит на несколько десятков лет, чего-то — на несколько сотен… А что будет потом?
Так кто же, как не человек, самый главный враг человечества?